Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! У старых советских электровозов (например ВЛ11), в передней части, можно заметить два выпирающих ящика, которые, скажем так, не совсем органично смотрятся, из чего следует, что они, судя по всему, были не предусмотрены в изначальной конструкции. Что же в них находится? - об этом я расскажу в этой статье.
Если бы такие локомотивы, как ВЛ11 производились в наше время, когда есть определенные требования к безопасности локомотивных бригад, то можно было бы подумать, что эти ящики - это, так называемые, краш-модули, нужные для поглощения энергии удара (которые есть, например, в «Ласточках» или ЭП20). Однако, в данной статье - это не наш случай.
Дело в том, что одним из главных параметров локомотива является его мощность, особенно если дело касается вождения грузовых поездов (ну и грузовых локомотивов, соответственно). Скажем так, самые привычные грузовые электровозы - обычно двухсекционные, однако, если состав тяжелый, то мощности двух секций может уже не хватить.
Тогда на помощь приходят трёхсекционные, или даже четырехсекционные локомотивы. Секций больше - следовательно и мощности больше, вроде логично. Но вот постоянно расцеплять и переформировывать локомотивы на железной дороге не принято - именно поэтому локомотивы уже с завода идут с определенным количеством секций, даже имеют соответствующие обозначения, например 2ЭС5К, 3ЭС5К или 4ЭС5К, где первая цифра - как раз число секций.
Однако, во времена, когда локомотивы ВЛ10 или ВЛ11 «были ещё молодыми», они не производились в трехсекционном (и уж тем более в четырехсекционном) варианте. В таком случае, мощность повысить можно ещё некоторыми путями - либо кратная тяга, либо система многих единиц.
Кратная тяга - это когда сцеплены два локомотива, при этом каждый управляется отдельной локомотивной бригадой, при этом бригады должны действовать максимально согласованно, то есть разгоняться и тормозить одновременно. Это не совсем удобно, требуются опытные машинисты, да и, в принципе, вместо одной локомотивной бригады используется две.
Система многих единиц (СМЕ) гораздо удобнее. Таким образом, можно хоть 10 локомотивов сцепить, объединить цепи управления, тормозные магистрали и управлять всей этой историей из одной кабины. Вот только раньше не все локомотивы можно было эксплуатировать по СМЕ, тормозные магистрали то можно, по большому счёту, на любых двух локомотивах объединить, а вот цепи управления - нет.
Здесь то мы и подходим к «разгадке». Поскольку такие ящики можно увидеть на ВЛ11, то про него и поговорим. Предшественник ВЛ11 - ВЛ10, не может работать по СМЕ, а потребность такая была. ВЛ10 и его прародитель ВЛ8 вообще по сути представляют собой один электровоз, оборудование которого распределено по двум секциям. По отдельности они работать не могут. Поэтому ВЛ11 спроектирован как глубокая модернизация ВЛ10, секции которого сделаны практически одинаковыми и работают по СМЕ - соединены кабелями, которые видны между секциями
Ну а дальше - всё совсем просто. Чтобы заставить электровоз работать по СМЕ с другим электровозом, эти провода нужно продлить и вывести не только на задний торец (где они по умолчанию), но и на передний, где кабина. Что и было сделано, так что в этих ящиках располагаются розетки, с помощью которых электровоз можно соединить с ещё одной секцией, как на фото выше, например.
Кстати, с материалом для этой статьи мне помог автор канала Vivan755. На его канале более глубоко затрагиваются темы устройства электровозов и не только, также скоро появится материал про устройство тягового привода грузовых электровозов, в том числе у электровоза ВЛ11. Так что, всем интересующимся - рекомендую!
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!