Этот пост меня побудило написать стихотворение моей клиентки. Точнее, ее состояние и мысли переданные в нем, - мысли и чувства женщины ищущей Бога и не сумевшей пока его найти ни в Церкви, ни в тишине своего сердца.
Такое состояние (плюс/минус) показательно для многих моих клиентов. Про себя я его называю "кризис веры". Понятно, что ко мне все эти люди обращаются не с просьбой померить их с Богом, а с конкретными диагнозами или болезненными состояниями, требующими психотерапевтической коррекции. И конечно, не сразу наши беседы переходят в русло, предполагающее откровения такого уровня.
Конкретно в описываемом случае, перед тем, как Катерина доверила мне эти свои слова, мы месяца три работали с множеством проблем из области телесного и психического здоровья.
А разговор о главном начался, наверное, в переломный момент нашей работы, - когда от кризисной терапии мы всплыли к терапии развития. Т.е. дошли до главных смыслов, предназначения и огранки внутренних ресурсов и навыков/умений.
Хочу представить Вам авторский текст.
С ее разрешения.
С душой, от святости далёкой,
Лишённой всякой доброты,
Бреду я в церковь одиноко,
Там, говорят, бываешь Ты.
И если соблюсти обряды
И чинно службу отстоять –
Найду великую пощаду,
Стяжу большую благодать.
Молитву книжную читаю
Я с важным видом за дьячком,
Где слышу – громко повторяю,
А где не слышу – там молчком.
Ко всем иконам ставлю свечи,
Как бабушки велят, крещусь,
И до земли сгибаю плечи,
Чтоб видел Ты, как я тружусь.
Иду домой благоговейно
С сознаньем святости своей,
Вокруг гляжу высокомерно –
Кто не был в храме, тот – плебей!
А я – родня, уж видно, Богу.
Конечно, близкая родня!
Мне каждый должен дать дорогу
И пропустить везде меня!
Когда я с кем-то я поругаюсь –
Себя ни в жизнь не осужу,
Ведь я для Бога так стараюсь –
Я то и дело в храм хожу!
Меня уж в храме привечают
И с уваженьем говорят:
«Смотри, подвижница какая
МолИтся третий час подряд!»
Сходила в храм – и я безгрешна!
Младенца чище – это я.
Но вдруг, внутри картины внешней,
Довольно хрюкнула свинья...
Не надо, в храме, нету Бога,
Там просто полная фигня.
А без Него – не до порога.
К тому же, плюнул храм в меня.
Чужой молитвою молиться
Я больше тоже не хочу.
Привет мне. Впору отрезвиться
И снять с костей своих парчу.
Уж лучше так, не прикрывая,
Ходить я буду средь людей.
Путь неказиста, но живая.
(И не они, а я – плебей).
В душе вскипают злость с обидой,
Когда колокола звонят.
Нет, я к заутрене не выйду,
Хочу найти, кто виноват!
А Ты... и был, и есть, и будешь.
Мне виноватых не найти.
Ты ни за что меня не судишь
И, знаю, ждёшь – должна прийти.
Екатерина К.
Почему Екатерина поделилась со мной этим стихотворением именно сейчас?
Написала она его давным-давно. Я думаю потому, что наконец почувствовала в себе желание и достаточную духовную силу вернуться туда, куда все эти годы самовольного отлучения вела ее душа. К тому, без чего она(душа) страдала и мертвела. К Богу, к Вере, в Церковь.
Что мы делали все предыдущее время терапии - работали с последствиями отсутствия в жизни Кати с детских лет опыта рая, опыта надежды, уверенности и так далее.
В переводе на язык психологии, - исцеляли травмы, трансформировали ложные убеждения и деструктивные стратегии.
Много часов работали с родительскими образами. Отношение к Богу формируется из отношений со своими родителями. «Бог Любовь есть», но если в семье любовь подменяется Законом, то Бог воспринимается как жестокий судья. А если семья это Ад!? Все еще на много сложнее.
Мы хорошо потрудились.
Понятно, что такой путь исцеления не для всех.
Не всем это нужно и не для всех приемлемо.
Надо понимать, что выбирая для себя глубинный системный психоанализ, как метод психотерапии, человек делает выбор сознательно спуститься в личный ад своей души с проводником в лице психотерапевта, опуститься на дно, чтобы получить возможность выплыть к берегам своего же рая. Это не быстрый и сложный процесс.
Не всем подойду и я, как специалист, работающий методом системного психоанализа центрированным на задачи души.
Ведь психотерапевт это и не врач и не священник, что-то среднее. Врач мыслит категориями болезни, священник - категориями спасения. Психотерапевт?
Он должен уметь связать то, что было до, то, что будет после, и сам процесс лечения, чтобы лечение было наиболее эффективным с точки зрения адаптации человека к жизни в обществе, оставаясь Самим Собой. Это как минимум......
Она же и предполагает покаяние, что означает изменение ума. Человек начинает осознавать себя, а следом появляется надежда на выздоровление, и только потом другое качество жизни.
Вопрос еще и в том, примет ли пациент психотерапевта в качестве сопутствующего человека, который помогает выйти за пределы страдания, за пределы болезни, к собственному призванию, к встрече с Собой и с Богом.
Вообщем, такая психотерапия очень похожа на исповедь и отпущение грехов ( с расшифровкой причин и следствий). Но с большим отличием. Психотерапия не тянет на таинство, а лишь может подготовить к нему.
А таинства происходят в Церкви.
Причины любого нашего смятения, кроются в нашей душе. А душа наша чает Бога.
Где она Его встретит?
Самый лучший результат я, все же всегда наблюдаю в тех случаях, когда психотерапия идет параллельно с воцерковлением.
Окончить хочется тоже стихотворением
Ищите Бога, ищите слёзно,
Ищите, люди, пока не поздно.
И днём, и ночью, в мороз и вёсны
Ищите Бога, пока не поздно!
Найти нетрудно Творца живого,
Предвечный Странник в сердца́ стучится.
Ищите силы Ему открыться!
Ищите Бога, ищите каждый,
И вы найдёте Его однажды.
И будет радость превыше неба,
Но так ищите, как нищий — хлеба!
Всем желаю здоровья, веры, любви!
Виктория Вячеславовна Танайлова
Системный психолог, психогенетик, эксперт по эффективным стратегиям выхода из кризиса и болезней через активацию ресурсного состояния сознания
тел. +79892451621, +380986325205 (viber, WatsApp, telegram)
skype tanaylova3
Автор: Танайлова Виктория Вячеславовна
Психолог, Онлайн-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru