Найти тему
История КАМАЗа

Твои люди, КАМАЗ. Душин Александр Кузьмич. К 85-летию со дня рождения.

Душин Александр Кузьмич родился 23 октября 1937 года в городе Мелитополь Запорожской области Украинской ССР в семье рабочего.

После окончания школы в период с 1955 по 1958 год Александр Кузьмич учился в Харьковском авиационном техникуме и получил специальность техника-технолога по радиоаппаратостроению. После службы в Советской Армии (1958-1961) в период с 1961 по 1974 год он работал на машиностроительном заводе имени Воровского в городе Мелитополь. Начинал технологом, потом работал начальником бюро, конструктором, главным технологом отдела главного механика. В 1969 году Душин А.К. заочно окончил Запорожский машиностроительный институт и получил квалификацию «инженер-механик». В марте 1974 года он был приглашён на КАМАЗ.

-2

Душин Александр Кузьмич начал работу на заводе двигателей в должности заместителя начальника цеха мелких стальных деталей КПП, с февраля 1975 года - он уже начальник этого цеха.

Антивоенный митинг на заводе двигателей. Душин А.К. – первый справа
Антивоенный митинг на заводе двигателей. Душин А.К. – первый справа

С сентября 1976 по 1984 год Александр Кузьмич работал заместителем главного инженера, главным инженером завода двигателей.

Первомайская демонстрация 1982 года. На переднем плане слева направо: 1. Шалкин Михаил Васильевич – заместитель директора завода двигателей по кадрам и быту. 2. Душин Александр Кузьмич – главный инженер завода двигателей. 3. Ипполитов Владимир Михайлович – заместитель директора завода двигателей по планированию и обеспечению. 4. Поташов Виктор Денисович - директор завода двигателей. 5. Горожанинов Юрий Иванович – директор агрегатного завода. 6. Пельменев Валерий Александрович – председатель профкома завода двигателей. 7. Рамазанов Джавдет Насибуллович – секретарь парткома завода двигателей. 8. ...
Первомайская демонстрация 1982 года. На переднем плане слева направо: 1. Шалкин Михаил Васильевич – заместитель директора завода двигателей по кадрам и быту. 2. Душин Александр Кузьмич – главный инженер завода двигателей. 3. Ипполитов Владимир Михайлович – заместитель директора завода двигателей по планированию и обеспечению. 4. Поташов Виктор Денисович - директор завода двигателей. 5. Горожанинов Юрий Иванович – директор агрегатного завода. 6. Пельменев Валерий Александрович – председатель профкома завода двигателей. 7. Рамазанов Джавдет Насибуллович – секретарь парткома завода двигателей. 8. ...

Внизу Душин А.К. проводит экскурсию для Рыжкова Николая Ивановича – первого заместителя председателя Госплана СССР в ранге министра СССР. 1981 год.

-5

В 1984 году Душин Александр Кузьмич был назначен директором завода двигателей. И работал в этой должности до 1987 года. Люди, работавшие с ним, вспоминали, что Александра Кузьмича «характеризовала требовательность по отношению к сотрудникам, при этом он сам многое делал, создавая благоприятные условия для работы дизелистов».

Середина 1980-х годов для завода двигателей – это борьба за выход на проектную мощность по изготовлению камазовских моторов. Конечно, на запланированную мощность в 250 моторов год, завод не смог выйти, но в 1988 году было выпущено самое большое количество двигателей за всю историю завода двигателей – 179 292.

Выпуск 1 000 000 двигателя КАМАЗ состоялся 10 декабря 1986 года.
Выпуск 1 000 000 двигателя КАМАЗ состоялся 10 декабря 1986 года.

Во время директорства Душина А.К. на заводе двигателей шёл постоянный и трудный процесс по усовершенствованию камазовского мотора, устранению изъянов в его конструкции и технологии изготовления. При нём на заводе двигателей был начат выпуск двигателей с турбонаддувом. Прочтите небольшую справку о техническом уровне камазовских моторов.

Внизу на фотографии 1990-х годов Душин А.К. (слева) вместе с Каминским Валерием Наумовичем – организатором производства по турбонаддувным двигателям для автомобилей КАМАЗ, доктором технических наук (1986).

-8

Итогом его работы на должности директора завода двигателей стал тот факт, что количество рекламаций к концу 1980-х годов значительно снизилось, а ресурс камазовского дизеля к началу 1990-х годов достиг 450 000 километров пробега.

-9

В период с 1988 по 1993 год Душин Александр Кузьмич работал заместителем технического директора КАМАЗа по механообрабатывающему производству. Ему принадлежала идея собирать на КАМАЗе малогабаритный трактор К-20, о котором писал ранее здесь - https://dzen.ru/a/YS9Zds_mFkIM-mO6?&

-10

Когда в октябре 1991 года было создано советско-американское совместное предприятие «Камдизель», то именно Александр Кузьмич начинал работу по производству новых двигателей. Вот как он сам об этом рассказывал летом 1991 года на страницах приложения «Дюжина»

-11

Кроме этого Душин Александр Кузьмич внёс большой вклад и в создание производства поршневых колец на заводе запасных частей.

-12

После пожара на заводе двигателей в апреле 1993 года Душин Александр Кузьмич по приглашению Горожанинова Юрия Ивановича уехал на Уральский автомобильный завод заместителем генерального директора по освоению выпуска новых автомобилей. И проработал на УРАЛАЗе до 2000 года.

Стоит сказать, что Душин Александр Кузьмич, уехав из автограда, никогда не прерывал связь с КАМАЗом. Не раз он приезжал в Набережные Челны, встречался с членами клуба Первопроходцев, созданного на заводе двигателей. Внизу Душин А.К. во время торжественного мероприятия, посвящённого 40-летию выпуска первого двигателя. Июль 2015 года.

-13

Внизу статья, опубликованная в газете «Вести КАМАЗа» от 27 октября 2017 года и посвящённая 80-летию Душина А.К.

-14

Скончался Душин Александр Кузьмич в 2021 году.