Найти тему

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ДОВЕРЯТЬ

Я сознательно не назвала данную статью «КАК восстановить доверие», потому что путь восстановления способности доверять у каждого свой и способы, которые каждый будет использовать, чтобы этот путь пройти, также индивидуальны. Но я постараюсь осветить определенные моменты, которые, как мне кажется, важны для понимания. А также поделюсь способом, который для восстановления способности доверять использовала я.

Базисная форма доверия у человека формируется в раннем детстве в процессе общения с самыми близкими окружающими его людьми. По мере взросления ребенок начинает познавать окружающий мир, замечать и осознавать опасности, стремится к установлению и сохранению собственных границ.

Все объекты, которым он изначально доверял безусловно, он начинает подвергать осмыслению, оценке и проверке, и таким образом у него возникают опасения за собственную целостность и безопасность, а в качестве защитной реакции формируется базисное недоверие к определённым людям или ситуациям.

Постепенно, путем проб и ошибок человек учится искать баланс между интересом и риском, между доверием и недоверием, и таким образом у него формируются стимулы для дальнейшего развития, самоопределения и автономности.

На начальном этапе жизненного пути человек использует механизмы доверия и недоверия для развития, а в процессе взросления, когда он определяется с жизненными целями и ценностями, доверие и недоверие становятся более важными для формирования личного психологического пространства – формирования круга людей, наиболее близких его идеалам и ценностям. Поэтому общность целей и интересов является немаловажным фактором для установления доверительных отношений между людьми.

Чем богаче становятся взаимоотношения между людьми, чем больше эти отношения усложняются, тем больше появляется двойственности в убеждениях и ожиданиях, и одновременно происходит усиление и доверия и недоверия.

Поэтому я склонна рассматривать доверие и недоверие – как единый процесс, как сообщающиеся сосуды с постоянным поступлением дополнительных вливаний в виде постепенного набора информации о другом человеке и периодическим изменением условий взаимодействия, которые колеблют баланс между доверием и недоверием в ту или иную сторону. Доверие предполагает, что отношения постоянно подвергаются сомнению. Ему требуются периодическая проверка на актуальность, поиск оснований, доказательств, соотнесение субъективного и объективного.

Но, так как количество сложных жизненных ситуаций с возрастом увеличивается, растет неопределенность и объем негативного жизненного опыта, то привыкнув действовать автоматически, не анализируя качества партнера и ситуацию, в которой вы находитесь, способность доверять нарушается достаточно легко.

Что важно понимать для того, чтобы восстановить нарушенную способность доверять?

🔹 Понимать, что каждый человек обладает множеством противоречивых качеств и стремлений. Что существуют качества, которые в разное время, в зависимости от обстоятельств, могут вызывать доверие или недоверие.

🔹 Понимать, что не стоит впадать в крайности: идти или по пути веры – по пути безусловного принятия, или по пути расчета и контроля. Вера – это принятие возможности за действительность, она не подразумевает учет качеств реального человека, реальной ситуации, не подразумевает необходимость убедится в объективности своего субъективного мнения и субъективного восприятия действительности.

🔹 Понимать, что для того, чтобы не впадать в крайности, доверие должно быть ограничено недоверием. Чем четче проводится граница между там, где есть доверие и там, где оно не уместно, тем легче строить взаимоотношения.

🔹 Понимать, как важно учитывать все особенности личности партнёра и ситуацию, в которой встает вопрос о доверии. Вы можете доверять друг другу в определённых областях, но не доверять в других, не доверять в определенных отношениях или не доверять друг другу временами. Вопрос «Как сильно я доверяю?» стоит изменить на вопрос «В каких областях и каким образом я доверяю?».

🔹 Понимать, насколько важен диалог, необходимый для формирования оптимального уровня доверия в тех областях, где есть единство целей и ценностей, и установления границы там, где возможны противоречия и конфликты.

🔹 Понимать, что в одной из составляющих доверительных отношений является интерес к другому человеку, так как потребность в доверии возникает там, где знаний о другом человеке недостаточно, а также уважение к его мировоззрению и ценностям.

🔹 Понимать, какими собственными ценностями и принципами мы готовы поступиться для сохранения отношений, а в каких ситуациях мы будем поступать исключительно по собственному разумению.

🔹 Понимать, как важен вопрос принятия личной ответственности. Доверять или не доверять – это осознанный выбор каждого. Доверие – это не долг («я тебе доверяю – значит, и ты мне должен»). И не индивидуальная ответственность партнера - он не должен заслуживать доверие или оправдывать ожидания. В таком случае, любая оплошность – и партнер считается лишенным доверия.

🔹 Понимать, когда мы проецируем свои негативные ожидания или переносим предыдущий негативный опыт на партнера и, невзирая на положительные его качества и поступки, считаем его ненадежным и опасным.

🔹 Понимать, что в отношениях всегда будет присутствовать риск и придётся делать выбор: выносить определенную степень риска ради отношений, провести всю жизнь в поиске идеального партнёра или остаться одному, убедившись, что никому доверять нельзя.

🔹 Понимать, что в настоящее время для растущего уровня недоверия есть и объективные причины. Например, деперсонификация отношений – большая часть общения проходит через соцсети, а это значительно увеличивает неопределенность, нам стало сложнее сближаться и узнавать друг друга.

🔹 Понимать, что доверие восстанавливается только в опыте: раз за разом восстанавливая доверие, мы укрепляем свою уверенность в том, что это возможно, и это значительно укрепляет наши отношения и сближает нас с партнером.

Ну и в заключение - мой метод. Собственно, он предельно прост.

Я просто виртуально выдавала карт-бланш человеку, которого считала достойным доверия. И наблюдала за развитием наших отношения.

Пока я ни разу не ошиблась – те люди, которым я доверялась в определенные жизненные моменты, ни разу меня не подвели.

Мой механизм сообщающихся сосудов доверия/недоверия работает хорошо.

Сложившийся у меня круг общения – это достойные доверия и уважаемые мной люди, к которым я сохраняю неизменный интерес.

Но я не расслабляюсь и не боюсь рисковать.

© Юлия Ивлева

#психолог #психология #психологическаяпомощь #ищупсихолога #нужнаподдержка #гештальт #чтоделать #какпомочь #заботаосебе #доверие