История «реалистического» русского портрета началась с приглашения в Россию западноевропейских художников. В 1702 году Петр I издал указ, обещавший щедрое вознаграждение иностранным мастерам «для прокормления своим художеством». Прибывшие ко двору живописцы обучали мастерству отечественных художников. С этих пор ведущие портретисты России имели стабильный заработок и влиятельных покровителей. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как были написаны и в какую сумму оценивались известные портреты.
Федор Рокотов. «Портрет Екатерины II» (1763)
Рокотов был одним из самых востребованных портретистов второй половины XVIII века. К 30 годам он уже имел собственную мастерскую с учениками, которые помогали справиться с потоком заказов. Драматург Иван Долгоруков писал в 1760-е годы: «Выкупил матушкин портрет у него за пятьдесят рублей — цена самого Рокотова тогдашняя». В то время, когда еще было крепостное право, в 50 рублей оценивался молодой здоровый холоп. Женщины, дети и старики стоили значительно дешевле.
Со временем художник повысил гонорар до 100 рублей. «В 1763 году по собственному желанию и рисунку (то есть композиции. — Прим. ред.) он написал портрет Ее величества императрицы Екатерины II в полный рост, сидящей в профиль на фоне смелого архитектурного сооружения, в котором видно много хорошего вкуса. Говорят, Ее величество послала ему в подарок 500 рублей», — сообщал ученый XVIII века Якоб Штелин в своих «Записках об изящных искусствах в России». Екатерина II любила именно это свое изображение, поэтому многие вельможи, желавшие иметь портрет государыни, заказывали с него копии. Известны два варианта рокотовского портрета императрицы. Один из них хранится в музее-заповеднике «Павловск», другой — в Третьяковской галерее.
По результатам последних исследований… оба портрета были выполнены не самим Рокотовым, а в его мастерской, но разными мастерами. Подписи на полотнах соответствуют по написанию его автографам и были наведены портретистом на заключительном этапе работы над портретами.
Наталья Преснова. «Федор Рокотов. «Всегда преданный и всегда несчастный» (журнал «Наше наследие», 2016, № 117)
Орест Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина» (1827)
Орест Кипренский стал первым в плеяде русских портретистов-романтиков XIX века. В 1814 году за два портрета великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича вдовствующая императрица Мария Федоровна заплатила художнику 2400 рублей. Это равнялось двум годовым окладам чиновника 2-го класса — действительного тайного советника. В 1824 году Кипренский написал парадный портрет своего друга и покровителя князя Дмитрия Шереметева. За 15 тысяч рублей его выкупил другой представитель рода Шереметевых — Василий Сергеевич, для украшения столовой Странноприимного дома. Такую сумму за год могли заработать разве что министры — к окладу в 12 тысяч им полагались дополнительные выплаты.
В 1827 году после ссылки в Михайловское и года скитаний в Петербург вернулся Александр Пушкин. Пользуясь случаем, друг поэта Антон Дельвиг заказал Кипренскому его портрет за тысячу рублей — на эти деньги можно было купить пять хороших лошадей. Пушкин позировал в Шереметевском дворце, где тогда находилась мастерская Кипренского. По мнению современников, это изображение Пушкина было наиболее удачным. После смерти Дельвига в 1831 году поэт выкупил картину у его вдовы за ту же тысячу рублей. В 1916 году Совет Третьяковской галереи приобрел его у внука поэта Григория Пушкина.
Автор: Екатерина Гудкова