Результативность и эффективность работы системы менеджмента качества и безопасности пищевой продукции, определение соответствия или несоответствия в процессах и видах деятельности систем, оценка достижения целей, заявленных в политике в области качества и безопасности, можно выявить с помощью аудитов. Согласно определению ГОСТ ISO 19011-2013 аудитом называется систематический, независимый, документированный процесс получения свидетельств аудита (верифицированные записи) и его объективного оценивания для определения степени выполнения критериев аудита (процедуры, требования, политики). Проводит аудит аудитор. На личности аудитора хочу заострить внимание.
Аудитор должен обладать соответствующей компетентностью. В это понятие включаются: образование, специальное обучение, знания и навыки в отрасли, общий опыт в профессиональной сфере, опыт проведения аудитов, знание стандартов, нормативных документов, правовые или иные требования. Квалифицированный специалист должен знать основы этики и деловых переговоров, потому что без них невозможно выстроить эффективное проведение аудита; честно, искренне и беспристрастно выстраивать коммуникации с аудитируемыми. Нужна способность выслушивать и принимать иные точки зрения, быть открытым к обсуждению, а при возникновении спорных вопросов – рассудительно и дипломатично находить решение. Наблюдательность, проницательность также должны быть присущи аудитору, так как это позволит хорошо понять различные ситуации, окружение, увидеть картину целиком.
С такими чертами характера, как настойчивость, решительность, самостоятельность, аудитору легче действовать независимо с одной стороны, а с другой – активно сотрудничать с другими и быть нацеленным на результат.
Знания в тайм-менеджменте позволят аудитору результативно планировать работу, рассчитывать время, выполнять приоритетные задачи, поставленные руководителем по аудиту.
Учитывая многонациональность предприятий, аудитору ещё важно знать, разбираться и уважать культурные традиции. Ведь некоторые детали, привычные для аудитора, могут оскорбить чувства аудитируемой стороны.
В заключении важно отметить, что аудитор помогает двигаться компаниям и предприятиям к непрерывным улучшениям.