Добрый день, дорогие читатели!
Сегодня в своей рубрике "Разговор с учеником" я рад представить вам своего ученика Дениса Кливанова. С Денисом мы готовились к ЕГЭ-2022 по обществознанию, и он сдал экзамен на 92 балла. Сейчас он студент Высшей школы экономики по направлению "Экономика".
✅ "Экономика мне начала нравиться примерно с 8 класса"
О.З. (Олег Зеленский) Хотя у тебя был выбор между несколькими направлениями, ты все-таки решил остановиться на экономике. Когда появилось такое осознание, что экономика – это твое?
Д.К. (Денис Кливанов) На самом деле, если говорить про экономику, то она начала мне нравиться примерно с 8 класса. Меня интересовали сделки на фондовом рынке, внебиржевые торги. Я стал глубже погружаться в это. По мере взросления стали появляться новые возможности: открытие брокерских счетов, индивидуальных инвестиционных счетов. Все это, конечно, позволяло мне набираться опыта, все больше и больше заинтересовываться этой сферой. И хотя у меня была возможность пойти на бюджет на государственное управление и социологию, я выбрал все-таки экономику. За эти четыре года, начиная с 8 класса, желания погружаться в нее я не потерял.
О.З. Расскажи поподробнее, что тебя больше всего интересует в экономике, какие вопросы?
Д.К. Поначалу меня интересовали какие-то экономические циклы. Условно говоря, почему та или иная компания может получать разную выручку в разных отчетных периодах. Влияние сезонности, даже каких-то внерыночных факторов.
Затем я увлекся биржевыми торгами. Как, например, котировки акций компаний зависят от каких-то внешних факторов? Я стал больше углубляться в инвестиции, и если говорить про мои интересы сейчас, то это скорее планирование рисков, страхование финансовых рисков, поиск оптимальных соотношений риска и доходности для разного рода инвесторов.
О.З. Чем бы ты хотел заниматься в дальнейшем? Какие-то планы есть?
Д.К. На самом деле, я делаю большую ставку на обучение в бакалавриате. На протяжении 1 и 2 курсов мы будем проходить общие дисциплины для экономистов, а далее кто-то будет углубляться в менеджмент, кто-то – в инвестиции, кто-то – в банковское дело, кого-то заинтересует экономика в глобальном, широком смысле этого слова. На текущий момент меня интересует много всего, но я рассчитываю по ходу обучения понять, что мне все-таки нравится больше и в чем мне есть смысл развиваться.
Кроме того, вузовское образование отличается от школьного. Здесь меня ждут примеры и работы, наиболее близкие к реальности, наиболее близкие к практике. И, соответственно, будет возможность осознать, чем я хотел бы заниматься.
✅О том, как преодолеть стресс при подготовке к экзаменам
О.З. Мой канал читают достаточно много одиннадцатиклассников. 11 класс – это достаточно сложный период. Во-первых, нужно подготовиться ко многим экзаменам. Во-вторых, выбрать дальнейший путь. Помимо всего прочего, это и стресс, который нужно постоянно преодолевать. Какие бы ты дал советы для одиннадцатиклассников, как преодолеть этот трудный для них период?
Д.К. Да, соглашусь, что это достаточно стрессовый период. Я начинал свою подготовку к обществознанию еще в августе. На тот момент я не осознавал, насколько большой объем стресса мне придется испытать.
Какими советами я мог бы поделиться? Первый совет – общий для всех предметов: начинать подготовку к ЕГЭ как можно раньше. Время – это ключевой ресурс, который в 11 классе, к сожалению, утекает как вода. Даже если бы я начал подготовку с 10 класса, по полтора – два часа в день, это помогло бы мне колоссально уменьшить нагрузку в 11 классе и испытать гораздо меньше негативных эмоций. Один и тот же объем информации просто бы разделился на гораздо большее количество времени.
Очень важно планировать свое время и осознавать возможности своего организма по работе. Некоторые, например, готовы работать до 10 часов в день. Но кто-то такой объем выдерживать не может.
Я старался каждую неделю пропорционально заниматься каждым предметом. Я сдавал четыре экзамена: английский, обществознание, математику и русский. В начале подготовки я сдал пробные ЕГЭ, чтобы определить свой уровень и понять, какому предмету мне стоит уделять больше внимания, а какому – меньше. В моем случае математика и обществознание были теми предметами, которые получались хуже. Им я решил уделить больше своего времени, чем русскому языку и английскому.
Я работал примерно по 4-5 часов в день, конечно, с какими-то выходными. При этом я еще учился в школе и старался не пропускать уроки. Конечно, случаются и непредвиденные ситуации, например, когда человек заболевает и не может готовиться, но для этого нам и важно в остальные дни уделять как можно больше внимания предметам, чтобы был какой-то запас прочности.
Я бы еще отметил, что не всегда человек может подготовиться самостоятельно. Я даже сказал бы, что это абсолютное меньшинство случаев. Важно грамотно выбрать для себя путь подготовки, будь то занятия с репетитором, или онлайн-курсы, или подготовку в школе.
Готовиться самостоятельно – это и эмоционально тяжело. Нет человека, который бы тебя подбадривал, придал сил, энергии, напоминал бы, что ты идешь по верному пути, что не стоит сдаваться, ведь уже столько работы было проделано.
И, конечно, продолжая тему про эмоциональное состояние, не стоит забывать про отдых для своего организма: прогулки на свежем воздухе, общение с семьей. Не нужно уходить в ЕГЭ полностью с головой, без выходных. Уже через 2-3 месяца вы не захотите заниматься дальше.
✅О главных трудностях при подготовке к ЕГЭ по обществознанию
О.З. Ты уже сказал, что для тебя самыми сложными экзаменами были математика и обществознание. Конкретно по обществознанию, какие трудности при подготовке ты испытал?
Д.К. Прежде всего, я бы отметил, что многие учащиеся считают, что обществознание можно сдать, просто опираясь на какой-то здравый смысл. Может, это верно отчасти. Но в обществознании есть достаточно много информации, четкой, которая не терпит каких-то переформулировок и пересказов в своих словах.
Когда я начинал готовиться к ЕГЭ, я знал, что мне нравится экономика. Но экономика – это только один из разделов обществознания. Об остальных четырех мои представления были слабыми. Конечно, у меня были уроки в школе. Но я считаю, что уроки в школе и целенаправленная подготовка к ЕГЭ – это совершенно разные вещи, которые не стоит путать. Какие-то общие понятия и отрывочные знания – это не то, что нужно для ЕГЭ. Нужна целостная картина по всем пяти разделам.
Начиная подготовку, также важно выбрать правильную литературу и учебники. К сожалению, в некоторых учебниках темы излагается устаревшая информация или информация, отличающаяся от той, которая представлена в заданиях ФИПИ.
О.З. Действительно, часто переиздаются сборники, где нормативно-правовые акты на уровне, к примеру, 2010 или 2014 годов. Времени с тех много утекло, но ученики продолжают готовиться по устаревшей информации.
Д.К. Поэтому, выбирая литературу, важно консультироваться со своим преподавателем, сверять с кодификатором ФИПИ и проверять информацию на ее актуальность.
Другая ошибка, которая у меня была, - недостаточное повторение материала. Я начал свою подготовку с раздела «Человек и общество», учил его где-то с августа по октябрь. Я усердно трудился, учил все термины все это время. Но уже в ноябре, когда я решил снова повторить этот раздел, мне было трудно воспроизводить этот материал. Я понял, что это не то, что мне нужно, а мне нужно знать материал безукоризненно. И я начал увеличивать время на повторение, чтобы укладывать в голове материал по кирпичикам и не допускать его «выветривания» из головы.
Еще стоит учесть, что многие задания ЕГЭ, например, 19-е, 20-е, 25-е, требуют некоторых познаний, которые выходят за рамки обычного материала школьной программы. То есть стоит погружаться в некоторые темы более углубленно, расширять свой общий кругозор, смотреть новости, читать какие-то статьи. Такое расширение кругозора позволит в дальнейшем хорошо строить аргументы, приводить примеры. Отнюдь не всегда может всплыть пример, если вы учились строго по материалу школьного учебника.
✅О мотивации при подготовке к ЕГЭ
О.З. Что тебя больше всего мотивировало во время подготовки к ЕГЭ и помогло пройти этот нелегкий период?
Д.К. Прежде всего меня мотивировало желание поступить в вуз, в который я хочу, на направление, которое я хочу. Я осознавал, что если вдруг я сдам экзамены плохо, то мне придется пойти не туда, куда я хочу, заниматься не тем, чем я хочу, изучать устаревший, неактуальный материал. А, как известно, если нет желания, то долго проработать в усиленном режиме не получится.
Конечно, я заручился поддержкой близких, товарищей. Мне повезло с коллективом. В классе у меня были ребята, также настроенные на результат, и все они сдали ЕГЭ очень достойно. Даже создавались группы в социальных сетях по поддержке друг друга. Каждый день там кто-то что-то выкладывал, помогал не падать духом. Окружение – это очень важно. Если вдруг у вас окружение людей, которые не настроены на хорошую сдачу ЕГЭ, не понимают смысла в этом, лучше как-то отойти от этого круга и больше общаться с ребятами, которые настроены на высокий результат.
О.З. А какие-либо отвлекающие факторы были? И как ты с ними боролся?
Д.К. Отвлекающие факторы, бесспорно, были. Поначалу я не представлял себе весь объем работы. Мне постоянно казалось, что вот-вот, осталось немножко поработать и все, а на самом деле там еще даже четверти работы. Это ощущение «вот-вот чуть-чуть и все», конечно, отвлекало. Сразу закладывайте себе, что это будет огромный труд, если вы метите на большие баллы. Где-то нужно будет отказываться от каких-то своих интересов, чтобы более качественно освоить материал.
Также иногда мне было тяжело отвлекаться от социальных сетей, от каких-то разговоров, прогулок. Тяжело было первые 3-4 месяца, когда я еще не совсем осознавал то, что происходит. А затем я включился в режим работы. Когда включаешься в него, то понимаешь, что если ты не выполнишь за неделю поставленный объем, то потом будет очень трудно. И для этого нужно от чего-то отказаться.
О.З. И последний короткий вопрос. Иногда случается: садишься заниматься и понимаешь, что голова совсем не работает, загружена совершенно другим. У тебя было такое?
Д.К. Если честно, у меня такое случалось несколько раз в процессе подготовки, и я выбирал всегда разные пути выхода. В одних случаях я звонил преподавателям и говорил: «Извините, я сейчас не могу, плохо себя чувствую. Давайте перенесем занятие». И шел спать, выключал голову, давал своему организму перезагрузиться.
В других случаях я пытался сделать усилие над собой, заставить себя работать. Иногда то, что голова была не тем загружена, было следствием каких-то разговоров перед занятием. В таком случае надо было сказать себе: «Все, теперь мы переключаемся на учебный процесс. Хватит думать о чем-то другом». И так как мои занятия проходили очень интенсивно, у меня уже после 5-10 минут занятия не оставалось никаких посторонних мыслей, и я был сосредоточен на том, что происходит.
Я считаю, что все зависит от желания человека, от его стойкости, от того, насколько ему нужна подготовка к экзамену. Но, конечно, в некоторых случаях, особенно когда человек заболевает, сон – это выход.
Статью подготовил автор канала "Люблю историю!" Олег Зеленский
Не забывайте ставить 👍 и подписываться на мой канал!
📝Подпишитесь на новую группу "Люблю историю!" в ВК. Вы найдете много интересной и полезной информации по истории и обществознанию!
🔗СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Сдал ЕГЭ по истории на 100 баллов и поступил в МГУ: интервью с моим учеником Андреем Федоровым
Изменения в ЕГЭ-2023 по истории и обществознанию
Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию
Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию на высокие баллы?