Найти тему

«Сейчас моя идея заключается в том, чтобы через визуально простую картинку говорить о глубоких вещах.»

Вновь изобразительное искусство, вновь живопись. На сей раз пообщались с художницей Маргаритой Вавржиной. О творчестве, наставничестве старших, рождении художественных полотен и поиске себя — читайте в нашем новом интервью.

А предварительно можете ознакомиться со связанной статьёй о бабушке нашей гостьи — художнице Татьяне Вавржиной:

Маргарита Вавржина
Маргарита Вавржина

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Привет! Рад, что ты нашла время. Давай начнём с самого начала: как ты, собственно, попала в живопись?

Привет! Начну издалека: бабушка была моим проводником, она художница, и так получилось, что мы с ней очень много путешествовали. Бабушка часто устраивала выставки в заграничных городах. В детстве мы с сестрой часто путешествовали с ней, ездили по разным мероприятиям, смотрели, как проходят выставки, вдохновлялись и тоже начали делать какие-то наброски, рисовать.

Потом (где-то в классе четвертом) я пошла на благотворительный курс в МАХЛ РАХ [Московский академический художественный лицей Российской академии художеств] и параллельно брала частные уроки по живописи. Мне нравилось там, возникла мысль пойти учиться туда, потому что это была не просто художественная школа, а общеобразовательное учреждение с художественным уклоном (по живописи и скульптуре). После длительной подготовки, я туда поступила. Однако там был весьма своеобразный подход к образованию, много рамок и правил.

«Почему ты просишь других отвечать за свои поступки?». Холст, акрил, сух. пастель. 120х150
«Почему ты просишь других отвечать за свои поступки?». Холст, акрил, сух. пастель. 120х150

Лучшим примером педагога для меня, конечно же, оставалась моя бабушка. Она показывала мне, как работать с маслом, с разными материалами, к тому же я брала частные уроки у сильных преподавателей.

В школе был совершенно другой уровень образования: мне сказали, что маслом я и не должна уметь рисовать, ведь я еще маленькая. И все в таком духе. Хотя в то же время здесь хорошо преподавалась академическая композиция и рисунок.

Каждые полгода в академии проводились крупные просмотры, практически целая выставка. Мои работы похвалили, однако количество работ членов комиссии не устроило. «Знаешь, от тебя ждут пятьдесят работ, а у тебя их всего три», - сказали мне тогда. На следующий просмотр я нарисовала тридцать работ. Это был перец: красный, желтый, оранжевый, с разных ракурсов. Ведь они просили от меня количества! И в тот раз они похвалили меня уже только за количество. Это мне и не понравилось в академии: они были нацелены на количество, на правильность, на шаблонность, в общем, рамок было слишком много.

Еще мы много тренировали техники рисования под копирку: нам давали разные листья: дубовые, березовые, и мы должны были нарисовать точную копию этого листа. Это было здорово, но работа на количество, а не на качество просто убивала. Было в этой академии какое-то узконаправленное сознание что ли, но не это сподвигло меня оттуда уйти.

«Надежда». Холст, масло. 60х80
«Надежда». Холст, масло. 60х80

Моя сестра-близнец ходила в другую школу, потому что в художественную поступить не получилось. Однажды, я просто решила посмотреть, что они проходят по общеобразовательным предметам, и поняла, что у нас совсем разная программа. Ощущение, что нас в лицее за совсем недоразвитых принимали. Они давали нам хорошую художественную базу, однако по обычным школьным предметам было много пробелов. И в какой-то момент я решилась — и просто забрала документы.

Вспомнилось, что в детстве у меня был хороший старт в области живописи: мы с сестрой поехали с какой-то художественной школой во Францию на конкурс живописцев. Изначально, мы не собирались участвовать в мероприятии, но нам предложили присоединиться, и мы решили не отказываться. В итоге мы заняли призовые места. Было очень приятно осознавать, что твою работу высоко оценивают, хотя ты даже не работал на результат, ты просто творишь и вкладываешь в работу свою душу.

После этого я понемногу начала рисовать самостоятельно: искать какие-то свои формы, материалы, в общем, экспериментировать. Потом у меня случился кризис и где-то года три я совсем не пишу. Мне тогда было примерно где-то 18-19 лет, и я вдруг поняла, что живопись - это не мое. Но спустя несколько лет, я снова начала творить, у меня дома оставалась бумага для пастели, и я решила вспомнить, каково это — писать картину.

«Отражение». Холст, акрил. 80х95
«Отражение». Холст, акрил. 80х95

Постепенно начала делать наброски Москвы, что-то вроде дорожных зарисовок. Я искала форму, композицию, цвет и все это находилось через город. Представь, как будто в городе видишь это место, переносишь его на холст и этот набросок в цвете описывает твое эмоциональное состояние, то есть ты через форму отражаешь себя.

Потом снова случился перерыв, потому что то работа отвлекала, то мероприятия какие-то, искусство отошло на второй план.

В какой-то момент я поняла, что больше так не могу: бросила все, купила себе билет и поехала в Ниццу. Это была незабываемая одиночная недельная поездка, где я просто ходила по городу и делала наброски. Я решила, что эта поездка поможет мне сонастроиться и погрузиться глубже в живопись ни на что не отвлекаясь. Хотелось пробудить в себе тот самый творческий огонь!

В Ницце я находилась в совершенно волшебном состоянии, я делала какие-то наброски, и у меня появлялось много новых идей. Постепенно я почувствовала, что у меня все-таки есть свой стиль. В школе меня учили, что все должно быть правильно, под линеечку, шаблонно, и постепенно ты разрушаешь эти старые рамки, и осознаешь, что можно писать вообще как угодно, то есть ты начинаешь разбивать стену и искать свое. Только через полное погружение, через какое-то, знаешь, тотальное одиночество, где есть только ты и искусство, ты находишь искру, именно свою искру, и она каждого разная.

Я нашла свою искру в Ницце в 2019 году и с тех пор я не перестаю писать и экспериментировать с формой, творить новые смыслы.

Однако, несмотря на экспериментальность с формами, начинала я все равно с обычных предметов: с улицы, с дома, с окна или двери. В общем, занималась фундаментальной живописью, но со своей уникальной техникой. А дальше мои творческие идеи становились все свободнее и свободнее, началась эпоха экспериментов. Я подумала, а что если сделать одну половину картины черно-белой, а другую — цветной. Потом начала смешивать акрил с пастелью, акварель с маркерами — появился синтез материалов. Вроде все та же фундаментальная живопись, но с другой глубиной.

Мой творческий путь развивался параллельно с моей внутренней трансформацией: я начала ходить на психотерапию, погрузилась в познание себя. И если 2019-2020 годах мое творчество было больше связано с формой и манерой воспроизведения, я делала акцент на внешней составляющей, то в последние годы я начала творить изнутри себя, то есть вместе с моей внутренней трансформацией начали меняться и мои работы. Сейчас моя идея заключается в том, чтобы через визуально простую картинку говорить о глубоких вещах. И вроде я говорю о понятных, банальных вещах, однако, часто в суматохе мы о них забываем, поэтому пусть это будет таким небольшим напоминанием для каждого из нас.

-5

Если говорить о материалах, работаю в основном акрилом и маслом, иногда использую баллончик или маркер, получается своеобразная смешанная техника.

Хочется сказать пару слов о холстах. Они мне видятся такой огромной весомой книгой, в которой точно будет написано что-то важное (смеется).

А насчет материалов: масло дает глубину и пластичность, а с акрилом просто вкусно, им я пишу в основном на мероприятиях, потому что он намного удобнее в использовании: он быстро сохнет.

Что-нибудь можешь сказать про свой стиль. Как бы ты его обозначила?

Смешанный стиль, точнее смешанная техника. На самом деле, я вообще не люблю эти клише. Я росла в рамках и сейчас мне не хочется брать эти рамки в свою жизнь. Я жила раньше с полной верой в том, что акрил с пастелью смешивать нельзя, и уж тем более добавлять туда маркер. В какой-то момент у меня был протест против клише, а потом я поняла, что это просто стиль, это просто искусство и оно может быть каким угодно. Называйте все так, как вам нравится, лишь бы оно просто жило и существовало своей отдельной жизнью.

В общем, когда я подписываю свои работы, я пишу просто: “смешанная техника”.

Продолжение следует:

____________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.