Вновь изобразительное искусство, вновь живопись. На сей раз пообщались с художницей Маргаритой Вавржиной. О творчестве, наставничестве старших, рождении художественных полотен и поиске себя — читайте в нашем новом интервью.
А предварительно можете ознакомиться со связанной статьёй о бабушке нашей гостьи — художнице Татьяне Вавржиной:
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Привет! Рад, что ты нашла время. Давай начнём с самого начала: как ты, собственно, попала в живопись?
Привет! Начну издалека: бабушка была моим проводником, она художница, и так получилось, что мы с ней очень много путешествовали. Бабушка часто устраивала выставки в заграничных городах. В детстве мы с сестрой часто путешествовали с ней, ездили по разным мероприятиям, смотрели, как проходят выставки, вдохновлялись и тоже начали делать какие-то наброски, рисовать.
Потом (где-то в классе четвертом) я пошла на благотворительный курс в МАХЛ РАХ [Московский академический художественный лицей Российской академии художеств] и параллельно брала частные уроки по живописи. Мне нравилось там, возникла мысль пойти учиться туда, потому что это была не просто художественная школа, а общеобразовательное учреждение с художественным уклоном (по живописи и скульптуре). После длительной подготовки, я туда поступила. Однако там был весьма своеобразный подход к образованию, много рамок и правил.
Лучшим примером педагога для меня, конечно же, оставалась моя бабушка. Она показывала мне, как работать с маслом, с разными материалами, к тому же я брала частные уроки у сильных преподавателей.
В школе был совершенно другой уровень образования: мне сказали, что маслом я и не должна уметь рисовать, ведь я еще маленькая. И все в таком духе. Хотя в то же время здесь хорошо преподавалась академическая композиция и рисунок.
Каждые полгода в академии проводились крупные просмотры, практически целая выставка. Мои работы похвалили, однако количество работ членов комиссии не устроило. «Знаешь, от тебя ждут пятьдесят работ, а у тебя их всего три», - сказали мне тогда. На следующий просмотр я нарисовала тридцать работ. Это был перец: красный, желтый, оранжевый, с разных ракурсов. Ведь они просили от меня количества! И в тот раз они похвалили меня уже только за количество. Это мне и не понравилось в академии: они были нацелены на количество, на правильность, на шаблонность, в общем, рамок было слишком много.
Еще мы много тренировали техники рисования под копирку: нам давали разные листья: дубовые, березовые, и мы должны были нарисовать точную копию этого листа. Это было здорово, но работа на количество, а не на качество просто убивала. Было в этой академии какое-то узконаправленное сознание что ли, но не это сподвигло меня оттуда уйти.
Моя сестра-близнец ходила в другую школу, потому что в художественную поступить не получилось. Однажды, я просто решила посмотреть, что они проходят по общеобразовательным предметам, и поняла, что у нас совсем разная программа. Ощущение, что нас в лицее за совсем недоразвитых принимали. Они давали нам хорошую художественную базу, однако по обычным школьным предметам было много пробелов. И в какой-то момент я решилась — и просто забрала документы.
Вспомнилось, что в детстве у меня был хороший старт в области живописи: мы с сестрой поехали с какой-то художественной школой во Францию на конкурс живописцев. Изначально, мы не собирались участвовать в мероприятии, но нам предложили присоединиться, и мы решили не отказываться. В итоге мы заняли призовые места. Было очень приятно осознавать, что твою работу высоко оценивают, хотя ты даже не работал на результат, ты просто творишь и вкладываешь в работу свою душу.
После этого я понемногу начала рисовать самостоятельно: искать какие-то свои формы, материалы, в общем, экспериментировать. Потом у меня случился кризис и где-то года три я совсем не пишу. Мне тогда было примерно где-то 18-19 лет, и я вдруг поняла, что живопись - это не мое. Но спустя несколько лет, я снова начала творить, у меня дома оставалась бумага для пастели, и я решила вспомнить, каково это — писать картину.
Постепенно начала делать наброски Москвы, что-то вроде дорожных зарисовок. Я искала форму, композицию, цвет и все это находилось через город. Представь, как будто в городе видишь это место, переносишь его на холст и этот набросок в цвете описывает твое эмоциональное состояние, то есть ты через форму отражаешь себя.
Потом снова случился перерыв, потому что то работа отвлекала, то мероприятия какие-то, искусство отошло на второй план.
В какой-то момент я поняла, что больше так не могу: бросила все, купила себе билет и поехала в Ниццу. Это была незабываемая одиночная недельная поездка, где я просто ходила по городу и делала наброски. Я решила, что эта поездка поможет мне сонастроиться и погрузиться глубже в живопись ни на что не отвлекаясь. Хотелось пробудить в себе тот самый творческий огонь!
В Ницце я находилась в совершенно волшебном состоянии, я делала какие-то наброски, и у меня появлялось много новых идей. Постепенно я почувствовала, что у меня все-таки есть свой стиль. В школе меня учили, что все должно быть правильно, под линеечку, шаблонно, и постепенно ты разрушаешь эти старые рамки, и осознаешь, что можно писать вообще как угодно, то есть ты начинаешь разбивать стену и искать свое. Только через полное погружение, через какое-то, знаешь, тотальное одиночество, где есть только ты и искусство, ты находишь искру, именно свою искру, и она каждого разная.
Я нашла свою искру в Ницце в 2019 году и с тех пор я не перестаю писать и экспериментировать с формой, творить новые смыслы.
Однако, несмотря на экспериментальность с формами, начинала я все равно с обычных предметов: с улицы, с дома, с окна или двери. В общем, занималась фундаментальной живописью, но со своей уникальной техникой. А дальше мои творческие идеи становились все свободнее и свободнее, началась эпоха экспериментов. Я подумала, а что если сделать одну половину картины черно-белой, а другую — цветной. Потом начала смешивать акрил с пастелью, акварель с маркерами — появился синтез материалов. Вроде все та же фундаментальная живопись, но с другой глубиной.
Мой творческий путь развивался параллельно с моей внутренней трансформацией: я начала ходить на психотерапию, погрузилась в познание себя. И если 2019-2020 годах мое творчество было больше связано с формой и манерой воспроизведения, я делала акцент на внешней составляющей, то в последние годы я начала творить изнутри себя, то есть вместе с моей внутренней трансформацией начали меняться и мои работы. Сейчас моя идея заключается в том, чтобы через визуально простую картинку говорить о глубоких вещах. И вроде я говорю о понятных, банальных вещах, однако, часто в суматохе мы о них забываем, поэтому пусть это будет таким небольшим напоминанием для каждого из нас.
Если говорить о материалах, работаю в основном акрилом и маслом, иногда использую баллончик или маркер, получается своеобразная смешанная техника.
Хочется сказать пару слов о холстах. Они мне видятся такой огромной весомой книгой, в которой точно будет написано что-то важное (смеется).
А насчет материалов: масло дает глубину и пластичность, а с акрилом просто вкусно, им я пишу в основном на мероприятиях, потому что он намного удобнее в использовании: он быстро сохнет.
Что-нибудь можешь сказать про свой стиль. Как бы ты его обозначила?
Смешанный стиль, точнее смешанная техника. На самом деле, я вообще не люблю эти клише. Я росла в рамках и сейчас мне не хочется брать эти рамки в свою жизнь. Я жила раньше с полной верой в том, что акрил с пастелью смешивать нельзя, и уж тем более добавлять туда маркер. В какой-то момент у меня был протест против клише, а потом я поняла, что это просто стиль, это просто искусство и оно может быть каким угодно. Называйте все так, как вам нравится, лишь бы оно просто жило и существовало своей отдельной жизнью.
В общем, когда я подписываю свои работы, я пишу просто: “смешанная техника”.
Продолжение следует:
____________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.