Найти тему
Ника Марш

Напрасная красота

«Это она, она!» - пронёсся шепоток. На невесту царского брата взирали с любопытством – слышали уже, что девушка хороша собой. Когда княжна Палецкая появилась в соборе, раздались восхищённые возгласы: и лицом бела, а глаза какие... А родственницы Ульяны незаметно вытирали слезы: такая-то красота и на погибель идет! В ноябре 1547 года мало кто хотел оказаться на месте молодой княжны.

полотно К.Маковского
полотно К.Маковского

Великий князь московский, Василий III, долго ждал наследников. Двадцать лет продлился его брак с Соломонией Сабуровой, да всё напрасно. Невзирая на недовольство духовенства и многих бояр, князь решил развестись с супругой. Да только Соломония ни в какую не желала расторгать брак. Поступили с ней немилосердно – отвезли в монастырь и насильно заставили принять постриг. А великий князь смог жениться во второй раз. Долго ещё в спину Василию шептали: «Нечестивец!». Но он добился, чего хотел – новая жена, Елена Глинская, подарила ему двух сыновей. Сначала Ивана, и в 1532-м году Юрия.

То, что с младшим ребёнком не всё в порядке, поняли не сразу. А потом великая княгиня Елена всплеснула руками: на голос её не отзывается! Улыбается только, но молчит. Малышу год исполнился, и ни единого слова ребёнок не произнес… А в ту пору скончался князь Василий, и теперь на руках Елены оказались не только два маленьких сына, но и всё русское государство… Поэтому-то о мальчиках куда больше заботилась «мамка».

Эта нянюшка, Агриппина Челяднина, обожала своих воспитанников. Дети горько плакали, когда после смерти матери эту добрую женщину отослали прочь, в монастырь. Иван хотя бы мог выразить свою тоску, а Юрий – нет. Глухонемой мальчик беззвучно рыдал, прижимаясь к плечу брата.

полотно А.Г.Венецианова
полотно А.Г.Венецианова

Как заниматься с ним, как учить такого – не знали. Не умели в шестнадцатом веке. Няньки привили ему самые простые навыки, но для большинства людей при Дворе он был «безумный, без памяти и бессловесный». Начертать имя мог, но в остальном... И всё же брат не отрекался от него, не запирал в глухую обитель. Объявлен был Юрий князем Угличским, и вместе с Иваном ездил в Новгород и Псков, а затем на почётном месте присутствовал на церемонии венчания брата на царство. 16 января 1547 года на молодого Ивана IV надели шапку Мономаха. И в том же году государь принял решение – надо бы женить Юрия!

Сам Иван женился в феврале 1547-го, и казался настолько счастливым в браке с Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что и брату своему желал такой же радости. Невесту для Юрия искали в точности, как и для царя: митрополит Макарий благословил князя Угличского, а затем воеводам да боярам повелели привезти дочерей своих на царский двор. И не таить никого!

«Напрасная красота», - сокрушались кумушки. Дочек-то у бояр хватало, и породниться с государем каждый считал за радость… Но матери и сёстры претенденток украдкой вытирали слезы. Кто-то достанется этому бессловесному?

князь Юрий Угличский на приеме у своего брата - из Летописного свода
князь Юрий Угличский на приеме у своего брата - из Летописного свода

В сентябре 1547 года на смотр вышли оба – молодожён царь Иван и князь Юрий. И краше всех показалась князю Ульяна Палецкая, дочь воеводы. Изображений её не сохранилось, но среди всех кандидаток Юрий указал именно на неё. На том и порешили: совет да любовь. Не откладывая надолго, 3 ноября, Ульяна пошла под венец с Юрием Угличским. Молодая княгиня всем была хороша, и многие совершенно искренне её жалели. Как жить она будет с этим человеком? Ни сказать ему ничего, ни понять, что он от неё хочет…

Впрочем, отец Ульяны был доволен: пусть зятя и не ставили высоко, всё равно царского рода. Не чета прочим! Да и деверь отнёсся к девушке тепло и по-родственному. Одетая в шелка, убранная жемчугами, Ульяна Угличская молилась об одном – чтобы появилась у неё отдушина, ребенок, которому она посвятит всю себя. Да только ждать пришлось двенадцать лет: лишь в 1559-м на свет появился мальчик, Василий. А в феврале следующего года его же и оплакали.

«Горькая судьба у княгини Ульяны», - сокрушались подруги. Муж – считай, без разума, дитя – в могиле. Даже с красотой и богатством счастья немного. Когда в 1563-м году не стало Юрия, никто не удивился, что Ульяна собралась в монастырь.

Иван Грозный провожает свою невестку в монастырь, иллюстрация Н.Дмитриева-Оренбургского
Иван Грозный провожает свою невестку в монастырь, иллюстрация Н.Дмитриева-Оренбургского

В Новодевичьем, приняв имя Александра, она была окружена комфортом настоящей царской невестки: у княгини были покои из нескольких комнат, собственная прислуга и богатая утварь. Неизвестно точно по какой причине, но затем она переселилась в Горицкий Воскресенский монастырь, а что было дальше – рассказывают по-разному.

По одной из версий, в 1569 году государь Иван IV приказал утопить Ульяну в реке Шексне, на которой стояла обитель. Вполне возможно, что здесь закралась ошибка – такое распоряжение было отдано в отношении Ефросинии Старицкой, которая тоже находилась в монастыре. Старицкие навлекли на себя государев гнев, а вот в отношении Ульяны подобных сведений нет. Поэтому есть и другая точка зрения – что бывшая княгиня Угличская упокоилась в 1574-м, и в этом не было ничьей вины.

Вдовицы шестнадцатого века часто уходили в монастырь. Особенно, если это были знатные женщины. Такую судьбу не воспринимали как наказание – наоборот. Монастырские стены давали защиту, а часто и относительную свободу. У княжеских жен и дочерей имелся налаженный быт, а вовсе не хлеб с водой, как это часто представляется нам, живущим в двадцать первом веке. Скорее всего, приняв постриг, Ульяна обрела покой. По крайней мере, в это очень хочется верить.

Примечание: имя князей пишется в источниках по-разному: Углицкие и Угличские.

О Соломонии Сабуровой, которую насильно постригли в монахини, читайте здесь:

#наука #история россии #история #средневековье #семейные отношения

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!