Тифлопедагог из Тюмени Анна Фадеева рассказала проекту #безграничные_возможности2022 об огромной и безумно важной работе по реабилитации незрячих детей и поздно ослепших людей. Будучи незрячей, Анна сумела пройти сложный путь к самостоятельности и теперь делится опытом с другими.
Анна занимается нейрореабилитацией детей и поздно ослепших людей в тюменском отделении Всероссийского общества слепых.
“С детьми я провожу подготовку к школе, развивая сохранные анализаторные системы (осязание, обоняние, слух), в дальнейшем при трудностях в освоении системы Брайля – вместе учимся читать и писать. С подростками познаём социально-бытовые навыки: учимся ухаживать за собой, вещами, помогать взрослым в быту, учимся готовить. Со взрослыми, в зависимости от запросов, учимся безопасно обслуживать себя в быту, а так же обсуждаем психологические моменты людей, по тем или иным причинам потерявших зрение.
Соблюдаем, конечно, технику безопасности, потому что люди, ослепшие во взрослом возрасте, пытаются применять навыки и правила, которыми пользовались раньше, но без визуального контроля это очень тяжело. Поэтому приходится их переучивать”, - рассказывает реабилитолог.
Педагог говорит, что в проведении занятий ей помогают родители детей, благодарящие её за видимые результаты, муж, поддерживающий её начинания, понимающий её и дающий энергию: “Помогают также креативные идеи коллег и большое желание помочь незрячим деткам понять наш непростой мир”.
Информация о работе тюменки периодически выходит в средствах массовой информации. Например, в специализированном аудио-журнале ВОС «Диалог» или на канале “Регион – Тюмень». Узнать больше о деятельности Анны также можно на странице во “Вконтакте” - “Тифлостудия Совёнок”.
“Я бы не сказала, что достигла успеха. Есть грамоты за участие в различных проектах, связанных с тифлопедагогикой, но успех для меня - это когда ребенок с родителями приходит с определенным запросом и мы этот запрос выполняем. Если ребенок не умеет читать и во время занятий он начинает читать - это успех.
Если взрослый начинает самостоятельно готовить - это успех. Это наш совместный успех”, - говорит Анна.
В то же время она выражает сожаление, что в России дефектология ассоциируется в первую очередь с логопедией и поэтому направлений, где повышаются логопедические знания, в стране много, а по тифлопедагогике (тифлос, греч. - слепой. прим. ред) их меньше, чем хотелось бы, но Анна вместе с коллегами стараются исправлять ситуацию:
“При возможности я выезжаю на мастер-классы. Например, в Сергиевом-Посаде у нас есть замечательная школа для слепых и слабовидящих.
Буквально зимой я окончила магистратуру по нейродефектологии с тифлопедагогическим уклоном. Планирую со временем поступить в аспирантуру. Что касается занятий для детей - здесь нет предела совершенству. Арт-терапию можно применять шире и адаптировать город, чтобы дети лучше могли бы его узнать”.
Дети будут счастливы
Работа с детьми занимает огромное место в жизни Анны. Она вкладывает множество сил, чтобы облегчить интеграцию маленьких тюменцев в социальную жизнь и проложить им дорогу к здоровому личностному развитию.
Педагог рассказывает, что даже во время своих путешествий по стране старается что-то привезти для использования в качестве учебного материала для детей: ракушки, камешки, колокольчики, деревянные изделия, куклы.
“Мыслями я постоянно в работе. Мне это интересно. Мне кажется, я занята правильным делом, хоть это и требует очень много энергии. Бывает, что ребенку на занятии объясняешь несколько раз, а ему непонятно и приходится перестраиваться в течение занятия. В процессе объяснения искать новые пути.
Но меня мотивирует то, что я нужна этим детям, как педагог. Мне помогает, что в моей жизни был зрячий опыт, а у детей, с которыми я занимаюсь, такого опыта нет и, может, и не будет, поэтому я стараюсь научить их по максимуму. Чтобы они, используя сохранные органы чувств, могли окунуться в жизнь зрячих людей и нормальную атмосферу”.
Анна обращает внимание, что сейчас у незрячей молодежи есть много возможностей, чтобы быть самостоятельными, но для этого надо убрать из жизни детей гиперопеку. Если она будет, то шансов стать независимым у ребенка мало.
“Сегодня незрячие могут себя реализовать, в том числе на внешнем рынке труда. Я всегда говорю молодежи, которая приходит ко мне на социально-бытовую реабилитацию, что нужно быть не только уверенным в своей профессии, но и быть мобильным в жизни, чтобы могли сами передвигаться или допустим при помощи индикатора уровня жидкости налить себе чай, будучи на работе. Да и не только себе, но и своим коллегам. Быть максимально независимым от других людей”.
“Все это нам доступно”
Вместе с тем жизнь самой Анны также не лишена трудностей, но она рассказывает, что активно пользуется современными устройствами, чтобы их облегчить:
“Если нужно куда-то идти, то просто беру трость и иду. Здесь другого выхода нет, но для решений бытовых задач мы используем множество инструментов. Например, программу для смартфона для распознавания купюр или программу, которая может прочитать этикетки. Также мы используем мессенджеры - Telegram, Whats’app. Все это нам доступно. И программа экранного доступа, которая позволяет пользоваться почти всеми возможностями компьютера”.
Анна объясняет, что, конечно, иногда приходится обращаться за помощью и к другим людям, но это уже знакомо всем нам.
Ссылка на видео о герое: