Среди моих учеников есть особая категория – это мальчики из начальной школы, которые очень любят играть в компьютерные игрушки типа Brawl Stars. Обычно родители таких мальчиков обращаются ко мне примерно с одной и той же проблемой: «Уже второй год учим английский, а он не знает ни-че-го!» Как правило, это «ничего» начинается с незнания алфавита (A, B, C, D, E, F, G ещё как-то запоминают по песенке, а потом кто во что горазд) и далее нарастает как снежный ком.
При очном общении с первого урока замечаю одну и ту же картину: человек словно боится смотреть на английские буквы, поглядывает в учебник нехотя и как бы искоса, часто буквально вполоборота, как будто там, в учебнике, притаилась Медуза Горгона, и он тут же окаменеет и свалится замертво, если только посмотрит на неё. Однако я точно знаю, что английский – это не Медуза Горгона и от него ещё никто не умирал, поэтому мы всё-таки начинаем знакомиться с буквами (а куда деваться?), но сам феномен весьма забавляет.
Поскольку просто буквы выглядят ОЧЕНЬ СТРАШНО, я даю буквы с картинками по методике Jolly Phonics. Но в третьем классе мы уже не можем себе позволить учить только буквы, так что приходится попутно осваивать ещё и школьный материал. Получается с переменным успехом. Первым делом человек включает угадайку и, случайным образом скомбинировав свои скудные познания в английском, выдаёт на слово ruler: «Ластик!» Показываю ему в учебнике картинку, на которой нарисован ластик, обращаю внимание на подпись: там есть буква b, а в слове ruler нету. Тогда отрок выдаёт следующий рандомный вариант: «Rabbit»! Напоминаю ему, что rabbit – это кролик, и прошу показать среди изучаемых слов кролика. Как вы сами можете убедиться, кролика на картинке нет. Ученик это видит, и оспаривать данный факт глупо, а дураком выглядеть не хочется. Так что приходится всё-таки всмотреться в слова на странице, и – о чудо! – подходящее слово наконец находится!
Так вот и боремся – отвоёвываю букву за буквой, слово за словом… У меня задача успеть за один урок как можно больше, ибо время уже основательно упущено: всем этим заниматься нужно было ещё год назад. Отрок же, судя по всему, поставил себе задачу прямо противоположную: протянуть время как можно дольше, причём желательно не приходя в сознание, чтобы сделать за урок как можно меньше. Сопротивление настолько велико, что в конце концов я прямо спрашиваю: «Скажи, пожалуйста, а что случится, если в твою голову попадёт капелька английского?» «Случится СТРАШНОЕ!» – уверенно отвечает он. «А что именно?» – не унимаюсь я. «У меня мозг взорвётся!» «Да ладно! – усмехаюсь я. – Человек использует свой мозг всего на 10 процентов. Так что для английского у тебя там точно место найдётся». «Нет! – парирует отрок. – У меня там всё занято компьютерными играми!»
А, ну тогда всё понятно! Оказывается, передо мной сидит Великий Комбинатор, который 24х7 занят Очень Важным Делом: он повелевает виртуальными мирами, продумывает всевозможные стратегии и планирует грандиозные миссии… А я вторгаюсь в его священный мир со своими глупыми кроликами, английскими местоимениями и глаголом to be! Чувствуете несоизмеримость масштабов?
Признаюсь честно: мне, рядовому репетитору, тяжело состязаться с мировыми корпорациями – производителями игр. Я абсолютно убеждена, что приобретение новых знаний и навыков в норме доставляет удовольствие (проверено на себе). Однако удовольствие от компьютерной игрушки, созданной профессионалами, безусловно, будет ярче. Мои уроки никогда не строятся на принуждении – я стараюсь превратить задания в челлендж, чтобы ученику самому хотелось испытать себя. Однако мои челленджи требуют больше интеллектуальных усилий, чем прохождение уровня в игре, а дофаминового вознаграждения от игры ребёнок получает больше. Ну и стоит ли гадать, что он предпочтёт?
В этом неравном бою в ход идут и юмор, и ирония, и подбадривание за малейшие успехи – только бы подорвать устоявшееся убеждение в том, что английский – это тоска зелёная. И в какой-то момент вместе с капелькой английского в мозг просачивается и капелька дофамина, и ещё, и ещё… А когда первые успехи конвертируются в хорошие оценки и родительское одобрение (ну и материальные плюшки от родителей как следствие) – тогда уже дофамин поднимается огого!
Правда, я при этом осторожно намекаю родителям, что отроку бы кэш в памяти почистить немного от игр. Но увы, к моим словам не всегда прислушиваются…
На этом канале я пишу в первую очередь о том, что волнует родителей, дети которых учат английский. У вас есть вопросы? Не стесняйтесь - пишите в комментариях :-) Буду рада обстоятельно ответить на каждый вопрос!