Памятники героям, пожертвовавшим собой ради спасения людей от нацистско-фашистского завоевания, стали появляться по всему миру практически сразу после окончания Второй Мировой войны.
Разумеется, не стал исключением и Советский Союз, в наибольшей степени пострадавший от захватчиков. Статуи и скульптурные композиции, посвящённые военным событиям, стоят во всех крупных городах России и бывших союзных республик; один из самых известных памятников истории и архитектуры – монумент «Родина-мать зовёт!».
«Родина-мать зовёт!»: расположение и первые изменения
Монументальная статуя, представляющая собой призывающую на бой женщину с мечом в руке, возвышается на Мамаевом кургане в Волгограде (бывший Сталинград). Скульптура является частью архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы»; возведена она непосредственно на братской могиле – насыпном кургане общей высотой 14 метров, хранящем останки более 34,5 тысяч советских солдат, погибших под Сталинградом.
Помимо собственно монумента «Родина-мать зовёт!», архитектурный ансамбль включает:
· Дорожку, серпантином поднимающуюся от основания кургана к подножию скульптуры (200 ступеней, по числу дней Сталинградской битвы)
· Надгробия Героев СССР, принимавших участие в сражении (35 гранитных памятников)
Исходный проект монумента довольно сильно отличался от окончательной версии, созданной скульптором Вучетичем и инженером Никитиным. Сама фигура Родины-матери осталась почти без изменений – за исключением того, что изначально она держала в руках красное знамя. У ног скульптуры предполагалось разместить преклонившего колени бойца; кроме того, к монументу должна была вести не серпантинная дорожка, а массивная двухчастная лестница: левый и правый её пролёты на вершине должны были объединяться. Часть лестницы на момент изменения решения уже была построена, что вызвало необходимость демонтажа и последующего переустройства подходов к статуе.
Изменения коснулись и размеров монумента «Родина-мать зовёт!»: по указанию Н. С. Хрущёва уже после того, как была завершена закладка фундамента, высота скульптуры была увеличена с 36 до 52 метров. С размерами, естественно, возросла и масса сооружения: чтобы придать рукотворному кургану необходимую устойчивость, в насыпь было добавлено более 150 тысяч тонн грунта.
Технологические и архитектурные особенности монумента «Родина-мать зовёт!»
На возведение монументальной скульптуры ушло чуть более восьми лет: строительство, начатое весной 1959 года, завершилось осенью 1967-го. В качестве прототипа женской фигуры назывались и называются по настоящее время самые разные имена: от жены Вучетича Веры (детали лица) до спортсменки Н. Думбадзе, В. Изотовой, А. Пешковой и некоторых других лиц. Можно предположить, что на динамику фигуры оказала влияние и «Ника Самофракийская» – как и в случае с женским персонажем «Рабочего и колхозницы».
Монумент «Родина-мать зовёт» создан из преднапряжённого железобетона; без учёта основания масса скульптуры составляет порядка 8 тысяч тонн, из которых на бетон приходится 5,5, а на стальные конструкции – 2,5 тысячи тонн.
Отдельного внимания заслуживает меч «Родины-матери»: длина вертикально размещённой конструкции равна 33 метрам, а масса превышает 14 тонн. Под влиянием ветра широкий плохо обтекаемый меч постоянно раскачивался, что создавало угрозу обрушения, а титановые листы, которыми была обшита сталь, издавали громкое неприятное скрежетание.
В 1972 году было решено внести в монумент «Родина-мать зовёт!» конструктивные изменения, нивелирующие оба эти фактора:
· Меч заменили на цельный, выполненный из фторированной нержавеющей стали, что решило проблему неприятных звуков
· В верхней части конструкции предусмотрели аэродинамические отверстия, позволяющие воздуху проходить насквозь и, следовательно, существенно уменьшающие ветровую нагрузку
Скульптура «Родина-мать зовёт!» по понятным причинам полая; средняя толщина стенки – всего около 275 миллиметров. Жёсткость расположенного внутри каркаса поддерживает в общей сложности 117 стальных тросов с регулируемой силой натяжения.
Внутри «Родина-мать зовёт!» делится на ячейки-«комнаты», между которыми имеются проходы. Несмотря на кажущееся удобство, обслуживание монумента затруднено, не в последнюю очередь вследствие сложного расположения в пространстве рук и меча. Обследовать монумент можно только с привлечением промышленных альпинистов: они ежегодно проверяют состояние статуи, выявляют новые трещины в бетоне, замеряют ранее найденные, обнаруживают места протечек и скопления воды.
«Родина-мать зовёт!»: история реконструкции и реставрации
Перечислим самые значительные изменения, вносимые в монумент с момента завершения строительства:
1. 1972 год. Замена стального с покрытием титановыми пластинами меча на цельный, не издающий неприятных звуков и не угрожающий обвалиться при очередном сильном порыве ветра
2. 1986 год. Полная чистка монумента с использованием пескоструйного оборудования. После удаления загрязнений промышленные альпинисты зачеканили имеющиеся трещины, а также обработали бетонную поверхность водоотталкивающими составами
3. 2010 год. Проведено комплексное техническое обследование монумента, позволившего выявить ряд угрожающих факторов: растрескивание бетона вследствие солнечной радиации; попадание внутрь конструкций воды; возрастающее неблагоприятное влияние содержащихся в воздухе агрессивных соединений; подтопление грунта основания, ускорившееся после строительства вблизи от памятника торгового центра и засыпки дренажного оврага. По состоянию на 2010 год горизонтальное смещение скульптуры по наивысшей точке составило более 210 миллиметров и достигло 75% от максимального допустимого значения, что также не внушало оптимизма по поводу судьбы монумента. Незначительный ремонт статуи был проведён в этом же году, однако уже стало ясно, что «Родина-мать зовёт!» нуждается в кардинальных ремонтно-реконструкционных мероприятиях
4. 2017 год. На основе комплексного проекта восстановления, завершённого в 2016 году, начались работы внутри скульптуры: были заменены стальные тросы с регулируемой силой натяжения, модернизированы противопожарная и осветительная системы. Кроме того, был проведён ремонт части внутренних помещений
5. 2019 год. Масштабные восстановительные мероприятия, направленные на подготовку монумента к празднованию 75-летия победы над фашизмом. Работы включали возведение строительных лесов общей массой свыше 270 тонн; очистку поверхности от грязи, копоти и мха; восстановление исходного оттенка бетона; замену части армирующих стальных элементов; заделку трещин
К сожалению, предпринятых в ходе последних ремонтно-реконструкционных работ всё ещё недостаточно, чтобы обеспечить полную безопасность монумента. «Родина-мать зовёт!» всё ещё сильно смещена относительно исходной точки, и продолжающееся подтопление рано или поздно приведёт к обрушению или необходимости переноса самой высокой в России и всей Европе скульптуры. Никуда не делись и сложности обслуживания: полностью перестроить внутренние помещения памятника невозможно.
Избежать сложностей в возведении и эксплуатации любых зданий и сооружений помогает правильно составленный проект. Компания «Моспроекткомплекс» выполняет техническое обследование, берёт на себя проектирование и согласование с надзорными инстанциями – быстро и качественно. Обращайтесь к нам за помощью — и читайте новые статьи о самых интересных памятниках архитектуры в нашем блоге и на нашем сайте https://mosproektkompleks.ru