- А я все равно ничего не понимаю! - заявляла мне дочь, когда я пыталась объяснить ей, как решать задачи по математике.
А что, очень удобно.
Многие школьники используют это "не понимаю" как очень удобный предлог:
- не делать домашнее задание,
- снимающий вину за плохие оценки,
- оправдывающий плохие оценки.
Ну а что же сделаешь: ребенок ведь не понял. Это, наверно, учитель виноват - объяснять не умеет.
Причина непонимания номер 1
Первая, но далеко не самая распространенная причина - действительно, объяснение. Не то, чтобы плохое. Просто по каким-то причинам данному ребенку не подходящее.
Например, ребенку, у которого еще мышление наглядно-действенное, бесполезно объяснять "на бумажке".
Да, в норме наглядно-действенное мышление - у дошкольников. А младшая школа - эпоха мышления наглядно-образного и формирования мышления логического.
Но на практике у детей развитие может проходить очень неравномерно. Вот и получается, что мы объясняем дроби "математически", а надо бы - на печеньках. (Именно так я дочери объясняла, она до сих пор помнит)
Причиной того, что объяснение "не подходит", могут быть и "провалы" у ребенка. Он какую-то тему раньше пропустил, прослушал, не отработал. И вот учитель рассказывает, рассчитывая на один "багаж", на один исходный уровень, а этого уровня нет. Как объяснить спряжение глаголов, если ребенок не знает, что такое глагол, не умеет его быстро "опознать" среди других слов?
Есть и другие варианты, когда объяснение учителя не подходит ученику:
- слишком быстрый или слишком медленный темп речи;
- отвлекающие факторы: шум, обилие плакатов и иллюстраций в классе, отвлекающих внимание;
- "несовпадение" с учителем по ведущей репрезентативной системе (например, учитель - кинестетик, а ученик - визуал);
- использование учителем отсылок к опыту, которого у ученика нет (примеры из художественных фильмов, книг, которые ученику не знакомы) и т.п.
Причина непонимания номер 2
Дело не в учителе, а в самом ученике. Даже не в одном ученике, а в учениках.
Потому что первую, вышеназванную ситуацию легко опознать: весь класс понял, а Вася - нет.
Для описываемой сейчас ситуации характерна противоположная картина. Не понял практически весь класс, за редким исключением. Как правило, учитель начинает возмущаться, до чего "тупые" дети стали: он объясняет и так, и этак, а они не понимают.
Вот здесь как раз виноват учитель. Видимо, что-то не так с его объяснениями...
Сейчас мне начнут писать разъяренные учителя. Мол, так не может быть: я 20 лет объясняю - и все понимали. А сейчас почему-то не понимают. Хотя объяснение одно и то же, даже лучше становится, ведь опыт сейчас гораздо больше, чем 20 лет назад.
Ну что тут сказать?.. Да, 20 лет назад дети были несколько другие. И именно учитель обязан уметь видеть и учитывать особенности развития:
- пресловутое "клиповое мышление",
- неустойчивое внимание,
- слабое развитие регуляторных функций,
- другой жизненный опыт,
- изменение школьных программ,
- особенности дистанционного обучения, которое у многих детей сейчас уже есть в "бэкграунде".
Надо отметить, что в данной ситуации дети все еще действительно искренне пытаются понять. И спасают, как правило, или родители, которые начинают сами разбирать материал вместе с детьми, или репетиторы.
Причина номер 3, самая распространенная
После нескольких раз "непонимания" ребенок быстро усваивает: "не понял" может стать отличной причиной...
- Почему не сделал домашнее задание? - А я не понял!
- Почему "двойка"? - Я не понял объяснение!
- Почему прогуливаешь? - А я все равно ничего не понимаю!
И так до бесконечности.
Зачем пытаться, зачем напрягать мозги, зачем тратить время за учебником, если можно поиграть , с подружкой поболтать, погулять? Ведь "не понял" работает всегда!
И начинается игра "А ну-ка объясни!". Учитель с одной стороны, родители с другой стороны, репетитор - с третьей. Все пытаются "разжевать" деточке непонятное. А деточка сидит, надувает пузыри из жевательной резинки и думает о своем...
Как родителю выиграть в этой игре?
Я с дочкой решила вопрос кардинально: официально разрешила ей "не понимать":
- Не понимаешь? Не проблема. Просто делай вот так.
И она решала десяток примеров по образцу. Не понимая. Потом еще десяток.
Отработали один тип - переходим к следующему. Для каждого - готовая схема решения. И не понимай, сколько хочешь!
Так и доучились до окончания школы - "не понимаю, но делаю".
Она до сих пор вспоминает мой педагогический прием. Кстати, в жизни ей тоже очень пригодилось такое умение. Она совсем не боится браться за сложные вещи.
Точно знает: даже если не понимаешь, можно просто делать, понимание придет потом, в процессе!