Виктимблейминг термин, обозначающий обвинение жертвы, когда преступление или любое другое противоправное деяние полностью или частично оказывается ответственностью жертвы за причиненный ей вред. Изучение виктимологии стремится смягчить восприятие жертв как ответственных. Существует большая тенденция обвинять жертв изнасилования или домашнего насилия, чем жертв грабежа, в тех случаях, когда жертвы и преступники знают друг друга.
Каждый раз, когда кто-то задается вопросом, что жертва могла бы сделать по-другому, чтобы предотвратить преступление, он или она в какой-то степени участвует в культуре стыда жертвы. И, откровенно говоря, считаете ли вы себя чутким человеком или нет, в прошлом вы, вероятно, кого-то обвиняли; намеренно или подсознательно. Отношение к обвинению жертвы маргинализирует жертву/потерпевшего и затрудняет возможность заявить и сообщить о насилии.
Если пострадавшая знает, что вы или общество обвиняете ее в жестоком обращении, она не будет чувствовать себя в безопасности или комфортно, публично сообщая о насилии или разговаривая о нем с вами. Отношение к обвинению жертвы также подкрепляет то, что обидчик всегда говорил ей, что это происходит по ее вине. Жертва НЕ виновата и не несет ответственности за исправление ситуации — это выбор обидчика. Прибегая к обвинению жертвы, общество позволяет обидчику совершать злоупотребления в отношениях или сексуальные домогательства, избегая при этом ответственности за свои действия.
Итак, почему мы делаем это с другими?
Я думаю, что самым большим фактором, способствующим обвинению жертвы, является так называемая гипотеза справедливого мира. Таким образом, гипотеза справедливого мира — это идея о том, что люди заслуживают того, что с ними происходит. Считается, что это желание видеть мир справедливым продвигает мечту и идею о том, что мы все контролируем свои судьбы. Если мы все контролируем свои судьбы, то жертва должна была бы предотвратить свою «виктимизацию». Для примера: «жертва изнасилования могла быть одета менее откровенно», «если бы жена не довела мужа он бы ее не избил», «не нужно носить кошелёк в заднем кармане, тогда его не украдут».
Это естественная психологическая реакция – услышать о жертве преступления и поверить, что вы были бы более осторожны или смогли бы вообще избежать этой ситуации, если бы были на месте жертвы. Но этот естественный инстинкт позволяет нам пристыдить жертву за ее опыт, так как же мы можем изменить нашу культуру и нашу естественную реакцию на преступления и виктимизацию? Мы должны начать с внедрения в сознание людей новой идеи, идеи о том, что никто не несет ответственности за то, чтобы стать жертвой.
Как правильно реагировать на рассказ о насилии?
Когда кто-то рассказывает вам историю о насилии произошедшим с ним может происходить обвинение жертвы, это иногда называют ретравматизацией. Жестокое обращение, через которое проходил человек, является первой раной, а вторая может быть вызвана тем, как реагируют окружающие. Чтобы избежать повторной виктимизации жертвы, мы можем:
- Дайте понять жертве, что вы верите ей.
- Скажите ему/ей, что это не их вина и что у них нет проблем. Иногда возникает самообвинение, и важно решить, чтобы они перестали возвращать себя в ситуацию с насилием.
- Поймите, что раскрытие информации может быть скорее динамическим событием, чем статичным. Раскрытие информации может быть полным пересказом произошедшего насилия, но чаще всего жертве сложно вспомнить произошедшее. В результате жертва может поделиться какими-то частями информации о произошедшем с ней насилии в течение определенного периода времени. Это не значит, что вы должны думать, что она лжёт, или меньше верить ей.
- Не задавайте жертве слишком много вопросов.
Мы все виновны в том, что стыдим жертву. Мы все думаем, что можем справиться с ситуациями, которые другие жертвы не смогли бы или каким-то образом могли бы их избежать. Но правда в том, что вы не знаете, что вы могли или не могли сделать, потому что вы не были на месте этого человека в том месте и в то время. Будьте хорошим человеком и просто слушайте, когда жертва приходит к вам, старайтесь сопереживать, потому что вы никогда не знаете, окажетесь ли вы однажды на ее месте, умоляя кого-нибудь поверить вам.