Найти тему

(Бес) полезная логика. "Ёжик в тумане", "орел за решеткой"

Оглавление

Как устроен наш ум? Я этого не знаю. Но у меня есть несколько моделей, позволяющих становиться умнее.

Для жизни не обязательно знать Истину, достаточно работающих моделей. Если, конечно, вы не психолог - мозговед.

Главное, чтобы модели действительно работали. А для этого они должны быть понятны.

А синоним "понятности" и "применимости" - "наглядность".

Иногда это называют "метафора".

Помогает ли логика?

Что такое логика? Помогает ли развитие логического мышления становиться умнее?

- "Что за вопрос!? Конечно! Ведь это же Логика!!"

Но у меня есть пара возражений.

Логика помогает организовать, оформить, сформулировать и выразить точку зрения на предмет.

  • Но откуда взять саму точку зрения?

Логика помогает обнаружить (не) противоречивость суждений, их истинность или ложность с точки зрения принятых гипотез (аксиом).

  • Но откуда взять сами аксиомы и гипотезы?

Однажды у меня случилось длительное обсуждение этой темы с профессором ну ооочень ведущего Российского ВУЗа, преподавателя философии (а точнее, логики). И началось оно именно с этого.

- "Некоторые говорят, что логика бесполезна для познания будущего, потому что имеет дело с прошлым".

Ум ведь приделан к голове именно для того, чтобы лучше иметь дело с будущим, верно? На фиг нам копаться в прошлом?

Конец вступления

Собственно, это была присказка, "затравка", чтобы привлечь ваше внимание.

Однажды на столбе около дома (поверьте, это реальная история) я издали увидел объявление.

Точнее, увидел заголовок, напечатанный крупно и жирным шрифтом. Поэтому я его и увидел. А увидев, заинтересовался и, подойдя ближе, прочитал:

"СИ СЬ КИ!"

(Я сделал разрядку шрифта в надежде, что алгоритм Дзен не догадается и не подвергнет статью обструкции. В конце концов, в контексте статьи - это просто слово, обозначающее одну из частей человеческого тела - не более).

И далее, уже нормальным шрифтом было напечатано.

"А теперь, когда мы смогли привлечь ваше внимание, предлагаем недорогой ремонт квартир. Для пенсионеров - скидка 20%".

Теперь и я, после того, как немного развлек вас, предлагаю вашему вниманию две метафоры, помогающие понять:

  • что такое ум,
  • для чего нужна логика,
  • в чем сила логики, а в чем её нищета. В чем ловушка для неопытного ума.

Помните?

"Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расколотит".

Как извлечь пользу для жизни из способности структурировать информацию?

"Ёжик в тумане"

Хороший мультфильм. отличная метафора.

Чего только не увидел заблудившийся в тумане ёжик, глядя на лес сквозь туман!

Вослед за упавшим листом, улиткой и летучей мышью он даже слона увидел в лиственном лесу средней полосы России.

-2

Почему мы не видим слонов в лесу? Потому что их там нет. А почему они появляются вместе с туманом?

"Туман" - метафора расплывчатых, непроясненных, туманных, мистических понятий (писал тут).
"Туман" на языке наших бывших партнеров - "mist".

Если данные, на которые мы опираемся в размышлениях, точно не определены, расплывчаты, туманны - из них можно при желании сконструировать что нашей душе угодно. Кроме того, что есть.

Желания расположены в уме гораздо глубже, чем рассуждения. Даже глубже, чем эмоции.

Ёжик испугался, поэтому эмоции и рисовали ему всякую белиберду. Будь ёжик опытнее в рассуждениях - понял бы, что слоны в Смоленской губернии не водятся.

А поняв, оценил бы, увидел ситуацию более реалистично. Лучше бы сориентировался и нашел бы выход.
Яснее увидел бы будущее.
Не упал бы в реку, а выбрался из лесу посуху.

Орел за решеткой

"Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном," (А.С. Пушкин, "Узник")
-3
  • Что можно увидеть, сидя за решеткой?
  • Почему "Узник" увидел орла, а не ...

Что или кого мог увидеть узник, сидящий за решеткой, кроме орла?

"― Если бы сейчас была дискуссия, я доказала бы Петру Александровичу..." (М.А. Булгаков, "Собачье сердце")

Но у меня нет такой возможности - задать вопрос и подождать, пока вы сами найдете ответ.

Насколько это было возможно, я отсрочил ответ - вставив цитату и дополнительный абзац. Но теперь все-таки пришло время ответить.

Узник мог увидеть решетку

Это одна из особенностей нашего ума - "фокус".

Фокус не в смысле "трюк", а в смысле "фокус внимания".
На что мы обращаем внимание, на чем фокусируемся - то и видим.
Несмотря на то (красивая игра слов получилась?), что свет падает в глаза от многих предметов, мы видим только те, на которые обращаем внимание.

"Решетка" в этой метафоре - это "Логика", структура данных, структура мышления.

У нас есть два возможных выбора.

  • Бродить в тумане не полностью проясненных понятий и данных ("Ёжик в тумане").
  • Сидеть за решеткой логических структур и полной определенности прошлого ("Орел за решеткой")

Первый выбор подходит только "Тургеневским девушкам" и "жертвам ЕГЭ".

Про интуицию и прямое вИдение

Выбрав второй вариант, снова приходится выбирать. Обращаться с логикой как

  • с "хрустальной вазой", "священной коровой";
  • с инструментом, помогающим лучше видеть то, что логически определить невозможно.

Иногда говорят об "Интуиции" или "Прямом видении" в противовес логическому мышлению.

Но как мы увидели, это противопоставление идет от недопонимания. А синонимом понимания является "наглядность", метафора.

Но, кажется, я пошел по второму кругу. :-)

Логика - "синий чулок"?

Так учить логику или не учить - вот в чем вопрос!

Логика похожа на девиц, которых в моей юности называли "синий чулок". Вспоминается детский, опять же анекдот.

-4
Старая дева смотрит на улицу и видит, как за курицей бежит петух. Петух почти догнал курицу, но в этот момент ...
Чтобы Дзен не подверг статью обструкции за трагический контент скажу так: произошло ужасное ДТП.
Глядя на произошедшее, старая дева констатирует: "Она предпочла смерть!"

Логику учить скучно, в ней нет ничего занимательного. Логика суха, она имеет дело с формальными конструкциями.

Помнится, Фауст страдал от этого, после чего к нему и явился Мефистофель, предложивший альтернативу.

"Кто философствует, тот выбрал путь плохой,
Как скот голодный, что в степи сухой
Кружит себе, злым духом обойдённый,
А вкруг цветёт роскошный луг зелёный!" (Гёте, "Фауст")

Но теперь-то мы знаем: вопрос в том, как и с какой целью использовать логику.

  • Смотреть сквозь нее на живого "Орла"
  • или на чугунную "Решетку".

---------------------------------------------------------------

Приглашаю вас в свою группу ВК

На комментарии отвечаю.

----------------------------------------------------------------