Найти тему
Отражение Времени

Иметь или быть

Хотя философ Эрих Фромм так назвал свою книгу, у него не то, что вопроса — сомнений для себя не было.

Выйдешь на улицу, и попадёшь в осень. Тревожным наполнен воздух. Вскинешь глаза к небу, а там пустота. Будто всё оно лишь одна сплошная стартовая площадка для тех птиц, которые улетят последними.

В иные утра, когда над головой синее смешано с голубым, и чёрными точками - воронами -пишет Бог свои письмена, чувствуешь, что когда-то и ты станешь знаком — вопрос только каким. Скромно хотелось бы запятой, чтобы после тебя ещё долго шёл текст. И был он о солнце, радуге и тёплой весенней земле. О девочке со знакомой родинкой на щеке и всех тех, кто Атлантами ходит по твоей душе.

Николай Гумилёв писал: «Только змеи сбрасывают кожу, чтоб душа старела и росла, мы увы со змеями не схожи, мы меняем души, не тела». И если так, то новая душа придёт с приходом весны, а сейчас в конце октября ноет и болит старая; отживают своё болячки и раны.

Всё это происходит незаметно, особенно для других. День за днем, шаг за шагом на пути к новой душе, которая возьмет из старой вылеченную память и пройдя через времена года, опять постареет.

И в этом есть своя прелесть и своё горе. Может, если бы удалось нам каждое мгновение лишь радоваться дару жизни, то мы были бы, как те гумилёвские змеи. Быть здесь и сейчас — это ведь не значит не думать о завтра и лишь наслаждаться. Скорее, чувствовать себя наполненным энергией каждую секунду. Ходить с опустошенным сознанием, изгнав из него тревожные мысли-мухи, загаживающие внутреннее пространство. Ведь чаще всего внутри нас базар из кричащих воспоминаний, томительных предвкушений, саднящих обид.

Быть, а не иметь, это любоваться цветком, не отнимая его аромата. Созидать и любить. И плохо будет тому, кто решил лишь иметь. Потому как одно обладание ничего не решает. Можно иметь глаза и уши, но не уметь ими пользоваться. Как скудно одно обладание!.. А главное пусто…

Так, между Гумилёвым и Фроммом, летишь по городу от одного события к другому. И пробегая через Советскую, у областного краеведческого музея, вдруг цепляешься за это маленькое слово «быть» и понимаешь, что хочешь быть только здесь. На этой земле, в этом городе.

Интересное совпадение подарила командировка в Соль-Илецк в конце лета. Там были три рабочие встречи с абсолютно разными людьми, каждый из которых сказал одну и ту же фразу: «Где родился, там и пригодился».

И вроде бы известная всем народная мудрость, но она вдруг остро откликнулась. Вспомнилась та зависть, которую всякий раз испытывала в селе Черноречье. Там в разговоре часто услышишь от местных, что вот в эту церковь прапрадед ходил. Что и дедов и родителей и их самих там крестили. Школа, церковь, кладбище — всё пространство там пропитано памятью предков; каждый второй сосед - давний знакомый или родственник. От этого должно быть такое чувство локтя и такая уверенность в себе, что можно, наверное, горы свернуть. И с этой поддержкой, тянущейся из вечности, намного легче уметь «быть» по Фромму. Глубоко чувствовать, любить и отдавать то, что можешь. Любить свою Родину, понимая, что ты её часть, и в ней все: и мертвые и живые. Вся родня, с которой когда-то придется увидеться каждому, когда придёт его время.