Найти тему

Как неправильное понимание понимания тянет человека вниз

Оглавление

Понимания становится все меньше, а разговоров о нём не просто больше, а до подозрительности много.

Понятийное мышление это хорошо

О понятийном мышлении в новейшее время заговорил Л.С. Выготский. Считается, что понятийное мышление - основа обучения. Выготский был, конечно, молодец, но это не значит, что не нужно думать самому.

Позволю осторожно заметить, что хотя Выготский фактически и отождествил «Речь и мышление» (одноименная работа) - до добра отождествление (если не умеешь различать) не доводит.

Отождествление доводит не до добра, а сначала до шаблонного, а позже и до "клипового" мышления. То есть все как положено в диалектике. Отрицание отрицания.

И советская, российская психология и педагогика прошли именно этот путь.

(Я сейчас скажу, а потом больше не буду - психологи докатились до того, что фактически отождествили "душу" и "мозг")

К чему тут эта картинка? К тому что летом в деревне сфотографировал. Без всякого смысла, просто красиво. Нравится.
К чему тут эта картинка? К тому что летом в деревне сфотографировал. Без всякого смысла, просто красиво. Нравится.

Понятийное мышление это плохо

К чему приводит понятийное, логическое мышление, основанное на аксиомах, данных другими людьми?

"Это приводит к странной усталости, которая заставляет тебя отгораживаться от окружающего мира и цепляться за собственные рассуждения ..
Человек всегда будет цепляться за смысл. В конце концов, его глаза и не могут заметить ничего необычного. ..."
К. Кастанеда. "Сказки о силе"

Уж если мы начали рассуждать умно, давайте скажем:

понятийное мышление приводит к отупению, то есть к отрицанию самого себя.

Раскольников измучился, рассуждая понятиями, но так и не смог разрешить дилемму "вошь или человек?".

Родион вынужден был обратиться к источнику всякого знания. К опыту, как к единственному источнику любого знания.

Понимать или не понимать?

Вот так это и происходит.

Стоит задать правильный вопрос, обратить внимание на противоречие, как неразвитый ум тут же пытается "разрешить" его, скатываясь в одну из крайностей.

Вы скажете: это оттого, что у человека не развито "Понятийное мышление"! А я скажу, это оттого, что у такого человека нет ничего, кроме способности правдоподобно переставлять слова.

  • Ленин назвал бы это "дурной бесконечностью".
  • Виноградов (автор Сталинского учебника логики) "ошибкой недостаточности основания".

А я назову еще проще:

Ошибка масляного масла

"Не разбив яиц, не сделаешь омлет".
"Чтобы узнать, каков пудинг на вкус, надо его отведать" ("доказательством вкуса является съедение").

Невозможно описать, выразить понятиями то, в чем не имеешь опыта. Но можно "понятийно" об этом рассуждать.

Из-за этого человек и становится усталым, истощается, а жизнь ему становится "не в кайф". Жизнь становится похожей не на "фруктовый кефир" (я уважаю кефир, поэтому прошу не критиковать), а на странную, серую, невыразительную субстанцию, для которой в языке нет подходящего названия.

Понятия отражают опыт, фиксируют его в языке. Это неплохо.

Но вспоминается (сейчас мне страшно, прошлый пост забанили за слово "идиот", поэтому напишу через троеточие. Нет, лучше по-английски, так умнее):

"Заставь Dur..a Богу молиться, он и лоб разобьет" (все-таки решил для верности троеточие добавить)

Честное слово, странный феномен, для тех, кто не понимает простой вещи: у каждой медали обязано быть минимум две стороны!

Уметь делать логически верные, законченные высказывания, понимать - это не плохо. Плохо не понимать, чем отличается фантик от конфетки, а знание от теории.

Информация может оказаться полезной, если её применять, а не говорить: "Вот теперь я понял!".

Массовая психология не избежала ловушки "понимания". Из полезной, нередко необходимой штуки, психология превратилась в "науку" - бесплодную, как "женщина", сменившая пол.

Считаете, что это слишком сильное утверждение?

==========================

Приглашаю вас в свою группу ВК.

На комментарии отвечаю.

==========================