Найти тему
Светлана Дьяконова

Его величество Твист в отечественном кино

Здравствуйте! Представляю вашему вниманию участницу конкурса развлекательно-познавательных программ - Елену Дорожкину. Она выступает под №3.

Моно-дискотека "Твист"

Приветствую всех на танцплощадке в нашем клубе! Дискотека у нас не совсем обычная, можно сказать - моно-дискотека. А всё потому, что посвящена она сегодня будет только одному танцу, и танец этот - ТВИСТ!

Но сначала, как и полагается в приличном клубе...

Отделение 1. Познавательное

Шестидесятые недаром называют самым ярким десятилетием ХХ века. В нем было всё, как прорыв - первые полеты в космос, достижения в науке, великие фильмы, гениальная музыка, новые стили в моде и в танцах.

История стиля Твист началась в 1960 году, когда Чабби Чекер (Chubby Checker) исполнил кавер-версию песни Хэнка Балларда The Twist с собственно им самим придуманным танцем, а в одном из субботних телешоу объяснил зрителям, что нужно двигаться так, будто давите окурок двумя ногами и наглядно продемонстрировал, что именно он имеет ввиду. После выхода через год второго хита Let`s Twist Again весь мир охватила "твистомания".

Само слово Twist означает кручение или верчение, но отличие нового танцевального стиля от рок-н-ролла, например, состояло в том, что партнер для танца не требовался, а, если он и имелся, необязательно было совпадать с ним в движениях, пляши себе, топчи ногами воображаемые окурки!

Но в СССР, при Хрущёве, плясали с оглядкой. Официального запрета на твист не было, но, зная нелюбовь Никиты Сергеевича ко всему иностранному,  новый танец держали как бы в тени. И только после отстранения Первого секретаря от власти в 1964г. советские танцплощадки заполнились любителями этого стиля.

Так что, сказать, что мода на твист в СССР совпала с хрущевской "оттепелью", было бы не совсем правильно. Запрещенный (негласно) твист разрешили писать композиторам, его разрешили использовать в кинофильмах. Что ж, он стал полноправным участником киносъемок.

Мы плавно переходим к...

Отделению 2. Это вам не лезгинка, или При чем тут медведи?!

В апреле 1967 года на экраны страны вышла кинолента Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Главным, как сейчас говорят, хитом, прозвучавшим в фильме, была "Песенка о белых медведях". Режиссер очень хотел, чтобы в его картине была песня, которую подхватил бы весь народ. Получив от Зацепина наброски пяти новых мелодий, он долго выбирал из них одну, способную, на его взгляд, стать "народной". Но, даже выбрав, всё равно сомневался, дескать, может, на радио и будут петь, а вот в народе... После того, как Дербенев написал текст на готовую мелодию, снова недовольно ворчал - что за медведи, при чем тут мороз - у нас жара, Кавказ! Зацепин выкручивался, как мог. Затем долго выбирали исполнительницу песни, даже своеобразный конкурс организовали. Пробовались Мондрус, Бродская, сама исполнительница роли Нины, но Гайдай влюбился в голос Аиды Ведищевой, который был похож на голос Натальи Варлей. После записи песни, еще до выхода фильма на экраны, Зацепин отнес ее на радио, о чем Леонид Иович не один раз высказывал ему претензии, в своей неподражаемой манере, зря, мол, я тебе это разрешил, теперь меня все спрашивают, почему я вставил в фильм "старую песню"! Но, все же, с тех пор доверял своему композитору безоговорочно. Пластинки фирмы "Мелодия" с "Песенкой о медведях" разошлись 5-миллионным тиражом. Поскольку песня была написана в ритме безумно популярного тогда твиста, она звучала на всех танцплощадках страны. В общем, зажила самостоятельной жизнью, вне фильма, и живет, радуя нас, до сих пор.

В фильме Гайдая есть и замечательный мастер-класс от Бывалого, персонажа Евгения Моргунова, который обучает желающих движениям твиста, цитируя все того же Чабби Чекера. И тоже под музыку Александра Зацепина.

Но, добавлю, что это было второе цитирование, а первое прозвучало двумя годами ранее в "Иностранке" режиссеров Александра Серого и Константина Жука. Здесь, можно сказать, впервые в картине для советских детей прозвучали и джаз, и твист, поскольку Серый был большим поклонником этих стилей и использовал их в музыкальном сопровождении.

Так вот, французской девочке Мадлен (Люда Шабанова) ее новые советские друзья предлагают пройти прослушивание у профессора музыки (Е. Весник). Мадлен поет (голосом Тамары Миансаровой) "американскую" песенку несуществующего "Джонни Митчелла" (композитор Мурад Кажлаев и "Гая", которые на тот момент как раз работали с Кажлаевым и были вокально-инструментальным ансамблем под руководством Рафа Бабаева).

Песенка не вдохновляет профессора, и после выступления Мадлен, которая во время пения еще и замечательно станцевала твист, он отзывается: "Ну, что ж, простой бытовой танец. Ногой гасим горящий окурок и вытираем спину полотенцем".

Ну, что ж, вытерли - поехали дальше!

Отделение 3. Без морали

Если в "Иностранке" пионеры и профессор осуждают "идейно-чуждые нам" ритмы, то в дальнейшем твист на экране показывали уже без лишнего морализаторства. Это был просто зажигательный танец. Как, например, в подзабытом фильме 1966г. режиссера Владимира Герасимова "Чёрт с портфелем" (кстати, это он снял замечательный фильм "Гуттаперчевый мальчик").

Твист в сельском клубе. Исполняют Савелий Крамаров и Надежда Румянцева, музыка Яна Френкеля.

В интернете встретила интересное определение твиста с вечеринки у Димы Семицветова из фильма Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" - что это, мол, самый загадочный твист, потому что на пластинке не выпущен, исполнитель - под вопросом, полной версии никто не отыскал. Но! Автора музыки мы знаем - это Андрей Петров, да и исполнение в разных источниках приписывается Ленинградскому концертному оркестру под управлением Анатолия Бадхена. Так что, милости прошу - наслаждаемся и танцуем!

"Тридцать три", 1965г. Режиссёр - Георгий Данелия, композитор - Андрей Петров. Твист звучит на начальных титрах, в кадре - Евгений Леонов, Любовь Соколова, Коля Данелия, Валя Шариков, город Ростов и безымянный котик.

Ну, что, устали? Выдыхаем и вздыхаем, потому что...

Отделение 4. Лирическое

Фильм Фрунзе Довлатяна "Здравствуй, это я!" 1965г.  Юная, талантливая, очень пластичная Маргарита Терехова танцует перед немолодыми, уставшими мужчинами. А на них с портрета сурово смотрит Маяковский. Твист - дело молодых, символ нового поколения, со своими ценностями и идеалами. Композитор - Мартын Вардазарян.

И фильм, который, мне лично, очень нравится - "Наш дом" режиссера Василия Пронина, 1965г. Очень привлекательный главный герой, которого играет молодой Алексей Локтев и одна из самых красивых актрис советского кино - Нелли Корниенко.

Первое свидание, танец. Почему бы не твист? С пластинки звучит мелодия венгерского композитора и саксофониста Миклоша Олаха. Знакомо? Да это же "Котенок", помните эту песню в исполнение квартета "Аккорд"?

Вот так, пританцовывая и подпевая, каждый в меру своей физ- и муз-подготовки, мы и завершаем нашу дискотеку. А твист - он, думаю, останется с нами, как символ обновления и новых надежд, дающий энергию и радость жизни и делающий нас навсегда - молодыми!

Светлана: Познакомиться с конкурсанткой ближе можно на её канале "Елена Дорожкина".