Найти тему
Dr.Head

История развития синтезаторов. Часть 2

Оглавление

Продолжение статьи про историю развития синтезаторов. Первую часть можно прочитать по ссылке.

1970 год стал по-настоящему революционным для синтезаторостроения. После появления маленького и недорогого Moog Minimoog, производители стали ориентироваться именно на компактные синтезаторы, доступные каждому.

В 1973 году под луч прожектора выходят японские производители – появляются KORG Minikorg 700, Roland SH-100 и Yamaha SY-1. В 1974 году американский производитель Oberheim выпускает свой первый настольный инструмент SEM. Это были небольшие аналоговые синтезаторы с простым управлением и отличным качеством звука, за которыми до сих пор охотятся музыканты и коллекционеры.

Синтезатор Oberheim SEM
Синтезатор Oberheim SEM

Но довольно быстро обнаружился основной недостаток первых синтезаторов – они все были монофоническими, то есть одноголосыми. Они хорошо справлялись с какими-то лидирующими партиями, но для аккомпанемента аккордами были практически бесполезны. Поэтому в полной мере заменить ими гитару, фортепиано или орган не получалось.

Полифонические синтезаторы

Первый полифонический синтезатор был представлен еще в 1970 году. Это была полифоническая клавиатура для модульного синтезатора E-Mu Modular System. Это был довольно крупный и дорогой синтезатор, который выше в том же году, что и Minimoog. Но первым по-настоящему коммерчески успешным полифоническим синтезатором становится Oberheim 4Voice, выпущенный в 1975 году. Купив лицензию на полифонический контроллер у E-Mu, инженеры Oberheim добавили в синтезатор 4 голоса, каждый из которых мог иметь собственный тембр. Он обладал прекрасным звуком и очень широкими возможностями синтеза, а кроме того – созданные звуки можно было сохранять в пресеты. Так что даже сегодня 4Voice является лакомым кусочком для многих электронщиков.

Нужно отметить, что еще в 1973 году Yamaha создала монстра GX-1. Это был уникальный инструмент, внешне напоминающий футуристичный орган. Голосов было целых 18 штук! Это был очень мощный инструмент с высококлассными звуком, но имел существенные недостатки – стоимость в 60 тысяч долларов и вес около 300 килограмм. Позволить себе его могли только самые именитые музыканты. В 1976 на его основе был выпущен легендарный синтезатор Yamaha CS80, которые многие до сих пор считают непокоренной вершиной синтезаторостроения.

CS80 обладал 8 голосами, причем каждый из них мог быть двухслойным. Из интересных фишек – полифоническое послекасание (aftertouch), которое и в современных синтезаторах встречается редко. Его суть в том, что если надавить на уже нажатую клавишу, то активируется какая-то то дополнительная функция или обработка. В большинстве современных синтезаторов эта обработка работала бы на всех нажатых клавишах. А в CS80 можно было назначить ее на определенные голоса!

Yamaha CS80
Yamaha CS80

Еще одна интересная функция – ленточный контроллер. Он позволял делать полифонические слайды, то есть глиссандо в диапазоне нужного интервала. Позже эти функции были реализованы в других синтезаторах, но уже с помощью цифровых технологий. Похожая функция есть в синтезаторе Arturia PoluBrute.

Звук CS80 действительно уникален, возможности его практически безграничны. Всемирно известный греческий композитор Vangelis – один из именитых пользователей Yamaha CS80, всегда считал его своим любимым инструментом. Кроме того, этот синтезатор использовали такие звезды первой величины как Paul McCartney, Michael Jackson, Jean Michel Jarre, Stevie Wonder, Peter Gabriel, Electric Light Orchestra, Kraftwerk, и многие другие.

Sequential Circuits Prophet-5
Sequential Circuits Prophet-5

В 1978 году Sequential Circuits Instruments под управлением Дейва Смита выпускает революционный SCI Prophet-5 с 5-голосной полифонией и возможностью автоматической настройки всех голосов при помощи специального микропроцессора. Это был невероятно успешный синтезатор, выпуск которого продолжался до 1984 года, то есть до наступления цифровой эпохи синтезаторостроения.

Появление цифровых синтезаторов

В начале 1980-х появляются первые цифровые синтезаторы и рабочие станции. Рабочие станции сочетали в себе функции драм-машины, синтезатора и многодорожечного секвенсора. Можно было писать музыку без привлечения других музыкантов. Но нас больше интересуют синтезаторы.

Цифровые синтезаторы использовали тот же принцип, что и аналоговые – генерация звука из электрического тока. Но для этого использовались не громоздкие генераторы, а компактные и недорогие микросхемы. Процессы генерации аудиоволн описывались с помощью математических моделей в процессорах синтезаторов. Параллельно с этим развиваются синтезаторы на основе сэмплирования – синтезаторы могут воспроизводить заранее записанные в память звуки, меняя высоту тона в зависимости от нажатой клавиши. До этого записанные на пленку звук можно было воспроизвести в неизменном виде.

Fairlight CMI
Fairlight CMI

Одной из первых таких машин становится Fairlight CMI. Он представлял собой компьютер с компьютерной и фортепианной клавиатурами, экраном, блоком преобразователей и памяти. К CMI можно было подключить микрофон и записывать звуки, а затем играть ими любые партии. В 1979 году инструмент вызвал восторг у Питэра Гэбриэля, который даже снялся в документальном фильме передачи The South Bank Show, где показал процесс записи своего третьего альбома с использованием Fairlight CMI.

В спину CMI дышал Synclavier, первый более менее доступный полностью цифровой синтезатор. В 1983 году технология цифрового сэмплирования выходит на новый уровень с появлением Kurzweil K250. Этот инструмент использовал звуки, которые были загружены в оперативную память, а не записаны на диск. Это позволило загружать по несколько сэмплов для каждой ноты и иметь разные пресеты, которые мгновенно загружались по нажатию кнопки. Звучание K250 было очень реалистичным – в слепых тестах музыканты не могли отличить живой рояль от пресета рояля в K250. Кстати, пресеты для этого синтезатора входят до сегодняшнего дня.

Большой вклад в развитие цифрового звука внёс Джон Чоунинг. Его по праву считают основателем цифрового звука. Чоунинг стал изобретателем возможности самостоятельного цифрового синтеза. Принципы цифрового синтеза звука были придуманном Чоунингом ещё в 1974 году. В том же году японская компания Yamaha создает первый прототип синтезатора, который синтезировал звуки с помощью технологии Чоунинга, а не использовал записанные семплы, как модель Курцвайла. Но, лишь спустя девять лет, Yamaha смогла создать цифровой музыкальный инструмент, который можно было запустить в массовое производство – в 1983 году появляется Yamaha DX7.

Yamaha DX7
Yamaha DX7

DX7 стал революционным инструментом, потому что не просто имитировал работу аналоговых приборов, а предлагал совершенно новый тип синтеза – FM-синтез. Он позволял создавать намного более сложные и богатые тембры, совсем не похожие на аналоговые синтезаторы или на живые инструменты. Такой тип синтеза используется в современном синтезаторе Korg OpSix.

Цифровые синтезаторы изначально были восприняты музыкантами скептически, но благодаря быстрому развитию технологий стали постоянными гостями в студиях и спальнях музыкантов. Они хорошо звучали, были просты и удобны в управлении и стоили заметно дешевле. Даже сегодня, когда мы вновь переживаем бум аналоговых синтезаторов, цифровые инструменты остаются важной частью продакшена и концертов.

Виртуальные синтезаторы

Цифровые технологии не стали конечной вехой в истории синтезаторов. В середине 2000-х с развитием технологий и перехода производства музыки из больших студий в компьютеры, начали набирать популярность виртуальные синтезаторы. То есть компьютерные программы, полностью эмулирующие работу известных моделей синтезаторов. Таких программ уже существует великое множество. Практически любой мало-мальски известный синтезатор имеет своего компьютерного двойника.

Но и это еще не все. Все чаще появляются виртуальные синтезаторы с уникальными алгоритмами, расширяя палитру возможностей современных музыкантов. В арсенале сегодняшних творцов есть аналоговые синтезаторы, цифровые синтезаторы, виртуальные синтезаторы и всевозможные гибрида. Да, сегодня есть аналоговые синтезаторы с цифровым управлением – Arturia MatrixBrute или IK Multimedia UNO Synth, или синтезаторы с цифровыми осцилляторами и аналоговыми фильтрами – Arturia MiniFreak, например.

Разнообразие инструментов сегодня поражает. И самое главное, что совсем не обязательно ставить между всеми ними союз “или” – они могут прекрасно сосуществовать, не исключая друг друга. Любите крутить ручки и физически ощущать все изменения в звук – вам подойдут аналоговые или цифровые физические синтезаторы, цените возможность бесконечно экспериментировать – виртуальные инструменты к вашим услугам. Хотите получить лучшее из обоих миров – комбинируйте!

Спасибо, что дочитали нашу статью. Надеемся, она была полезной. Если остались вопросы – оставляйте их в комментариях.