Найти тему
Не хлебом единым

Родители-абьюзеры и их святые дети. Или как исправить плохих родителей?

Оглавление

С петровской эпохи на нашу страну и Церковь начался крестовый поход не только западного богословия, но и философии, а теперь и психологии. Поскольку свои умозаключения европейцы умеют подавать в красивых обертках:" Made in Germany, France, England...", а мы падки на блестящие бумажки, то приходится, вкусив эти ядовитые конфетки, искать противоядие, неизбежно возвращаясь к своим истокам.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Сейчас наш язык заражается "психологизмами", то есть терминами современной психологии, которые проникнув, успели создать языковые клише, которыми уже, к сожалению, мыслят многие современные люди.

Сегодня речь о, пожалуй, самом популярном психологизме - абьюзе - и о том, как относиться к нему христианину.

Абьюз

Насилие в широком смысле. Физическое, психологическое, сексуальное и т. д. Сейчас чрезвычайно модно искать в своей семье абьюзера и затем лечить последствия этого самого абьюза. Главными абьюзерыами, как правило, назначаются родители и муж. Психологи проводят тренинги по проживанию травмы, психологическому освобождению, копаясь в подсознании и доходя даже до утробного периода.

Я хочу сказать сразу, что пишу эту статью только для православных христиан. Я не знаю, как пережить какую-либо боль вне Церкви и вне Бога, поэтому, наверное, для людей неверующих помощь психолога может стать спасением.
Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Не хочу обесценивать проблему насилия. Оно существует столько, сколько и все человечество в силу нашей греховности. И для человека естественно избегать насилия и искать спасения от него. Совершенно не нормально продолжать жить с насильником. Если взрослый человек продолжает так делать, объясняя это "безвыходностью", значит он сам участник системы "хищник-жертва" и быть жертвой в таком случае не меньшее зло.

Самое страшное, когда насилие пережили дети. Они действительно не виноваты. Это их жизненный крест. Паисий Святогорец говорил, что такие дети, как и сироты, получают сниженный балл для прохода в рай.

Но как пережить опыт насилия по-христиански? Ответ мы находим в житиях святых. Наверное, самый яркий пример, возможно для нас не достижимый, явила великомученица Варвара. Ее убил собственный отец... А она молилась за него до последнего вздоха.

Вспомним преподобного Феодосия Печерского, одного из основателей монашества на Руси. Его мать послала погоню, когда узнала, что сын ушел в монастырь. Его поймали и заковали в кандалы по ее приказу, пока не "образумится".

Мать одного из моих любимых святых, Феофила Киевского, ненавидела его с пелёнок и хотела убить. Отец отдал его родственникам на воспитание, потом мальчик попал в монастырь. Когда ему было 13 лет, до него дошла весть, что мать при смерти. И юный Феофил отправился домой, чтобы проститься с той, которая лишила его любви и семьи.

Вспомним и блаженную Матронушку. Инвалид, лишний рот в бедной семье. Но разве она хоть раз вспоминала о "психологическом насилии"? Думаю, что она не смела даже так подумать, потому что понимала, что осуждение родителей - особо тяжкий грех: "Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти". (Исх.21:17)

-3
Наконец, Александр Сергеевич Пушкин. Его мать Надежда Осиповна была сурова ко всем детям, кроме Левушки. И, несмотря на то, что Сашенька был ого-го, а Левушка, в общем-то, никто, она этого будто не замечала и никогда не хвалила Александра. А он ее любил и за год до собственной гибели ухаживал за умирающей мамой, которая только на смертном одре прониклась любовью к сыну.

А Иван Сергеевич Тургенев? Вот уж, поистине жертва абьюза! И что же? Ни одного письма с упрёком матери, всё "маменька, Вы". А она в последних письмах просила у него прощения за жестокость.

Наши предки, святые и не очень, жили по Слову Божию. А оно учит почитать родителей в не зависимости от того, правильные они или неправильные.

"Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". (Исх.20:12)

Но непонимание или нелюбовь родителей, тем паче, насилие, действительно могут приносят душевные страдания, мешают построить собственную семью, осуществить призвание? Как избавиться от этих страданий, где найти силы простить родителей?

Несколько лет назад супруга моего духовника, матушка Людмила Петрова сказала мне:" В себе, в себе ищи". И батюшка Владимир также говорил, что знает только один путь:" Чем ближе ты сама будешь к Богу, тем легче будет твоим близким. Увидишь, как потихоньку они будут меняться". И я действительно дождалась и увидела.

Но до этого был долгий и нелегкий путь (да он и сейчас продолжается). Дело в том, что в нас живут те же страсти, что и в наших родителях. Они могут маскироваться, они могут быть не такими явными, если мы ходим в храм, но все же они есть! Если наши родители не смогли или не захотели обратиться к Богу за спасением, исцелением от этих страстей, это можем сделать мы! Хотя бы ради своих детей, чтобы не "наградить" и их подобным греховным букетом.

Если мы признаемся сами себе в том, что ничуть не лучше своих родителей, если признаем их право на ошибку (они совершили ошибки по отношению к нам, мы совершим в отношении своих детей) и начнем каяться, то к нам придет божественная помощь, благодать Святого Духа. Придет прощение. Оно может придти через несколько лет и обязательно тогда, когда этого не ждёшь, потому что: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" ( Ин. 3:8). Потому что прощение это дело Божие. Мы можем его хотеть, молиться о нем, но приходит оно только как дар. Оно подействует даже в отношении усопших родителей, если мы не успели с ними примириться.

Поэтому какой абьюз, друзья? Давайте выплюнем это гадкое слово из нашего чистого и святого русского языка. Насилие осуждением не исцелить. У Господа достаточно благодати и милости, чтобы из Савла сделать Павла, только бы у нас хватило дерзновения просить Его об этом.

Благодарю за внимание! Прошу оценить статью и подписаться на канал!