Найти тему
Разговор начистоту

Всем детям, не плохо бы, талантливых родителей

Знаменитый на весь мир педагог – скрипач П.С. Столярский говорил: «Мне не нужны талантливые ученики, мне нужны талантливые родители».

Я думала – есть хорошие родители, плохие, заботливые, строгие… А вот, что могут быть талантливыми… Неожиданно.

Будучи, молодым педагогом, конечно же, я слышала: и про «Школу Столярского», и про его «Фабрику талантов». Смысл его слов про родителей, в то время, мне был не понятен.

И как в жизни бывает, вот он – случай, который перевернул мое сознание…

Однажды, я попала на удивительный концерт. Выступали совсем еще юные скрипачи. На сцену выходили маленькие дети, но играли они, как большие, как «настоящие» музыканты.

Я была удивлена, поражена… Эмоции, чувства… и желание: «Я хочу, чтобы мои ученики играли так же, как эти дети – «как взрослые».

После концерта, педагог этих удивительных юных музыкантов мне сказал: «Так играть могут дети, у которых «особые» родители. Выбирать надо не детей, а родителей. Дети все талантливы, а вот родители…»

С тех пор, я так и делаю. Учатся дети, родители которых, «успешно сдали вступительные экзамены».

Меня часто спрашивают: «А как вы их выбираете? Как понимаете, что именно они вам подходят»?

Не сразу пришло это понимание: Кто мне нужен? Кто из них талантлив?

Лукавить не буду, иногда, я все же принимала детей, родители которых «проверку» не проходили, однако, они становились учениками моего класса. Но об этом отдельный разговор. Я обязательно об этом расскажу.

Так, по каким же критериям я отбираю родителей, талантливых родителей, в свой класс?

На самом деле все родители делятся на: тех, кто «детей сдают куда-либо, как, выразился один мой коллега – в «химчистку». – «Будьте добры: научить, воспитать, «окультурить», образовать, и что «там еще? «Кругозорчик», ну и «всякое, такое, подобное», сами понимаете…»

И в этом случае, на «выходе» – одни родители довольны: «Все хорошо. Молодец сынок. Не подкачал».

Другие не «в восторге»: «Что-то не нравится, "как у вас тут". Семь лет отходили, можно сказать столько сил потрачено, и тройки»?

А есть другие родители. У них все с точностью наоборот.

Они всегда с ребенком и все знают: Что делать. Как. Что лучше. Что хуже.

Ребенок не успевает открыть рот… А мама, или папа, уже все сказал и решил.

А педагог? А что педагог?

Родителям лучше знать:

Что ребенку полезно. Как его надо учить. Какую программу играть. Когда надо ругать. А хвалить? – «Это нам решать, и нечего ребенка портить».

Так вот, я беру «середину» между этими родителями. Их на самом деле очень не много.

При первой встрече очень все понятно.

Задаю вопрос ребенку. Кто отвечает: мама или ребенок?

Спрашиваю: «Ты с кем любишь играть? Один или с мамой? У тебя, когда, что-нибудь, не получается, ты что делаешь? Тебе кто-то помогает? Ты любишь показывать маме или папе, например, рисунки свои, или «выступать как артист»?

Ответы родителей и ребенка дают мне понимание, что за родители передо мной.

Как они взаимодействуют с ребенком? Способны ли они «учиться вместе с ним», помогать, поддерживать? Готовы они слушать и слышать меня и своего ребенка? Готовы они меняться, чтобы интересы ребенка стали их собственными интересами?

Если на все эти вопросы я для себя получила утвердительный ответ, родители вместе со своим ребенком, «зачисляются» в мой класс.

А дальше… Учимся. Ошибаемся. Радуемся. Огорчаемся. Проигрываем. Побеждаем.

И все – вместе: « И в горести, и в радости»...

«Каждому ребенку нужен мир, где можно, смеяться, танцевать, петь, учиться, жить в мире и быть счастливым». Малала Юсуфзай.

Всегда с интересом читаю ваши комментарии.

Ваша Г. Молькова.