Найти тему
Мото-теория

Как смазать тросы управления дроссельными заслонками мотоцикла. Без сложных приспособлений и не снимая с байка

Действительно, осторожно! От того, как работает "рукоятка газа" зависит ваша безопасность
Действительно, осторожно! От того, как работает "рукоятка газа" зависит ваша безопасность

Зачем смазывать?

В статье про смазку троса сцепления уже писал про силы трения, износ, а также потерю свойств со временем у заводской смазки. Повторяться не буду. Отдельно замечу, что плавная работа привода дроссельных заслонок – залог не только комфортного управления мотоциклом, но и безопасности. Точное дозирование тяги двигателя дросселями позволяет избежать ситуации, когда вдруг в ответ на обычный поворот рукоятки «газу» как-то оказалось слишком мало, чуть повернули – и вот уже чрезмерно много, мотоцикл понесся быстрее, чем требовалось.

Многие вспомнят про аргумент, что современные тросы приводов имеют внутри еще одну оболочку – из тефлона, которая снижает трение, и такой трос не нуждается в смазке. У меня именно такие – с тефлоном, когда отсоединяешь трос, белый тефлон видно. При этом характер работы троса до смазки и после нее отличается разительно. Возможно, если трос новый, вы не почувствуете разницы, но когда ему уже несколько лет, смазать рекомендую.

Когда нужна смазка?

1. В мануалах четких рекомендаций не нашел. Можно по аналогии с тросом сцепления – раз в 10.000 км пробега;

2. Проанализируйте, как ведет себя рукоятка управления дроссельными заслонками при плавных поворотах на себя и обратно. Если чувствуется усилие, ощущение трения поверхностей друг об друга, рукоятка поворачивается как бы рывками, есть ощущение "ступеньки", смазать нужно;

3. Как уже обсудили, если тросы не новые, и вы точно не знаете, смазывались ли они когда-либо;

4. Если часто ездите по пыльным направлениям, в дождь.

Пара слов про случай со скутером Honda Benley IBH-AA03. В тросе привода дросселя зимой замерзла вода. Причина попадания и застоя воды - конструктивные особенности привода. Понятно, что наличие влаги в механизме здоровья ему не добавляет, весной жидкость была удалена, а трос смазан.

Ситуация осложняется тем, что на зачастую на мотоцикле тросы привода дроссельных заслонок закреплены на корпусе блока правых рулевых переключателей так, что без отсоединения от карбюраторов тросы с корпуса блока не снять. На моем байке требуется демонтировать бензобак, и вся операция смазки перестает быть легкой, не затратной и вообще привлекательной. Поэтому и решил написать, как смазать без отсоединения тросов от корпуса блока переключателей.

Что потребуется?

1. Небольшая крестообразная отвертка – разобрать правый блок рулевых переключателей. Тросы (чаще их два – трос привода и возвратный трос, мазать будем оба) бобышками зацеплены за рукоятку привода именно в его корпусе;

2. Кусок не толстой, но крепкой бечевки длиной 30-40 см;

3. Одноразовый медицинский шприц с иглой. Здесь чуть подробнее. Смазывать будем маслом, а масло – жидкость более вязкая, чем вода. Через тонкую иглу («подкожную») его не продавить. Толстая игла («воздушная») не войдет в трос между канатом и его оболочкой. Оптимально – игла для внутримышечных инъекций. Чаще она идет в комплекте с одноразовым шприцом на 5 мл.

Про шприц. Со школы помним, что «Пэ равно Эф разделить на Эс», Эс в данном случае – площадь поршня шприца. И чем она меньше, тем большее давление сможем создать. Воспользуйтесь шприцом на 2 или 5 мл.

4. Масло для смазки, 2-3 мл. Лучше моторное, трансмиссионное масло более вязкое, не продавим его шприцом через иглу;

5. Небольшое количество пластичной смазки (Литол, Шрус или аналогичная);

6. Ветошь (тряпка) следить за чистотой. Органический растворитель или WD-40.

Как делать?

1. Снимаем с правой половины руля пластиковый хомут, удерживающий пучок проводов в оплетке (на Хонде – элементарно: нажимаем на язычок на замке хомута и распускаем хомут, он многоразовый). Разъединяем разъемы на концевом выключателе стоп-сигнала на рычаге переднего тормоза. Иначе эти провода не дадут разобрать правый блок рулевых переключателей;

2. Снимаем грузик на конце руля (длинный винт под крестообразную отвертку);

3. С помощью отвертки разбираем правый блок подрулевых переключателей. Чаще всего там два винта, обратите внимание, что они могут быть разной длины. Запоминаем, где какой был, это пригодится при сборке. Разводим в стороны половинки блока. Отсоединяем от рукоятки управления дроссельными заслонками тросики (выводим бобышки тросов из зацепления на рукоятке). Для более легкого отсоединения тросов можно увеличить их свободный ход, ослабив соответствующие регулировочные гайки. Сдвигаем рукоятку по трубе руля наружу и полностью снимаем ее;

4. Ветошью, смоченной растворителем (керосин, уайт-спирит, другой) или WD-40, убираем всю грязь: с руля под рукояткой, с тросиков, с самой рукоятки, в том числе внутри нее, там, где рукоятка скользит по трубе руля;

5. С помощью бечевки фиксируем половинку блока подрулевых переключателей к рычагу переднего тормоза. Тросики при этом должны встать строго вертикально, их бобышки смотрят вверх (см. фото). Удобнее фиксировать за направляющие тросов управления дроссельными заслонками;

Вот так привязываем бечевкой тросы за направляюшие к рычагу переднего тормоза. свободные концы тросов смотрят вверх
Вот так привязываем бечевкой тросы за направляюшие к рычагу переднего тормоза. свободные концы тросов смотрят вверх

6. Набираем в шприц 2-3 мл моторного масла, присоединяем иглу. Смазывать будем и трос привода, и возвратный трос поочередно. Вводим иглу в промежуток между самим тросиком (канатом) и оболочкой троса (см. фото), игла входит где-то наполовину, бывает и глубже. Нажимаем на поршень шприца, выдавливая масло через иглу. Усилие потребуется значительное. Нажимаем, пока из троса, где торчит игла, не покажется масло. Для этого выдавить нужно совсем немного, где-то 0,1 мл масла. После этого вынимаем иглу из троса, переходим к соседнему тросу.

Собственно, "инъекция"
Собственно, "инъекция"

7. Поскольку за одно нажатие нам удается ввести в промежуток между тросом и оболочкой только 0,1 мл масла, операцию повторяем до 10 раз с перерывом в 10-15 минут. За это время порция введенного масла уже уйдет под действием силы тяжести вниз по тросу. Одного миллилитра масла на каждый трос будет достаточно. После последней «инъекции» масла подождать до сборки рулевого переключателя пару часов;

8. Пластичной смазкой не обильно смазываем рукоятку управления дроссельными заслонками (изнутри рукоятки - поверхность, которая соприкасается и трется об трубу руля). Сам руль лучше не мазать, при возне с присоединением тросиков к рукоятке всю эту смазку сотрете своей одеждой. Также смазываем бобышки тросов, видимые части тросов. Убираем все излишки масла ветошью;

9. Присоединяем тросы к рукоятке. Надеваем рукоятку на руль. Собираем блок подрулевых переключателей. Возвращаем обратно грузик руля, пластиковый хомут. Подсоединяем разъемы на концевом выключателе переднего тормоза;

10. Проверяем свободный ход рукоятки привода дроссельных заслонок, если требуется, регулируем (2-6 мм или смотрите мануал к вашему байку). Несколько раз поворачиваем рукоятку от упора до упора, чтобы масло «разошлось».

И в заключении тот же совет, что приводил в статье про смазку троса сцепления. Запомните то усилие, ту легкость и плавность, с которыми работает смазанный привод дроссельных заслонок. Когда вновь появится сопротивление, скачкообразное движение, «ступеньки» - это повод повторить операцию смазки.

Заранее благодарен за обсуждение в комментариях, лайки и репосты!