Найти тему
Такое поведение

Ребёнок не слушается. Инструкция от поведенщика

Когда речь заходит о непослушании детей, то, скорее всего, говорят о том, что у взрослых не получается контролировать их поведение.

То есть, вы от этого ребёнка что-то хотите, а он этого не делает, а делает вообще не то, что вам бы хотелось.

Причина детского непослушания

Самая главная причина, по которой не получается так, как нам хотелось бы, состоит вот в чём:

Человек не может контролировать мысли, чувства и поведение других людей. Никогда и никаких. Даже маленьких.

Это самая основная причина. Если её понять и принять, то есть шанс, что получится сдвинуться с мёртвой точки.

Итак, вы не можете контролировать мысли, чувства и поведение других людей. На самом деле, вы и свои мысли и чувства толком не контролируете, но об этом в другой статье.

Единственное, что вы можете контролировать — это собственное поведение. И то не все и не всегда с этим справляются.

На поведение других людей вы можете влиять.

Как влиять? Своими действиями.

Применение силы

Когда сыну было четыре года мы впервые попали с ним на ПМПК — такая специальная комиссия, которая оценивает насколько ребёнок соответствует возрастной норме.

Когда сын пытался впихнуть условно что-то многоугольное во что-то прямоугольное, специалист отметила у себя в чек-листе "Применяет силу".

Понятно, что она имела ввиду: вместо того, чтобы покрутить, посмотреть, подобрать более подходящий вариант, ребёнок пытался "впихнуть невпихуемое" — не самый лучший вариант. Да?

Забавно другое. Насколько взрослые люди порой не осознают, что по сути делают то же самое со своими детьми: пытаются "впихнуть невпихуемое" с применением силы.

-2

Решение

Вернёмся к тому, как же взрослые могут влиять на поведение своих детей.

Основной способ, который используют поведенческие специалисты для этого — это проведение процедуры установления руководящего контроля.

Как так?! Только же написала, что контролировать невозможно.

Наверное, такая формулировка в названии процедуры использована с ориентировкой на конечного потребителя. Знали же, что вы хотите контролировать, вот и включили в название это слово 😄

А по сути это...

Руководящий контроль — это ваша способность управлять чужим поведением путём осознанного и целенаправленного формирования окружающей среды, поиска мотивации ребёнка и подкрепления его желаемого поведения.

Если нам хочется что-то изменить в поведении ребёнка или ученика, то прикладывать для этого усилия придётся сначала нам: искать мотивацию, определять правила, отслеживать успехи, своевременно реагировать на них или в случае необходимости давать подсказки, и прочее, прочее, прочее...

И помнить, что первоначальный план не всегда может сработать — так бывает, это нормально.

Главное, вовремя это заметить и не бояться признаться себе в том, что необходимо поменять тактику.

-3

Семь шагов установления руководящего контроля

Честно, я не знаю как можно одной статьёй описать процедуру установления руководящего контроля. У меня на это ушло семь статей по количеству шагов.

У Роберта Шрамма, автора процедуры, на её описание ушло 600 листов, смотрите его книгу "Мотивация и подкрепление", 2021г.

В этой статье я просто обозначу эти шаги и дам ссылки на статьи с их более подробным описанием.

Семь шагов установления руководящего контроля:

  1. Контролируйте доступ ко всем формам подкреплений в окружающей среде: https://dzen.ru/a/YpyQaCkX3V0Y0UXx?share_to=link
  2. Сочетайте себя с подкреплением, чтобы проводить время с вами ребёнку было приятнее и интереснее, чем без вас: https://dzen.ru/a/YtjVR85gNTNzEZEp?share_to=link
  3. Показывайте, что вы всегда делаете то, что говорите, и говорите то, что действительно готовы сделать: https://dzen.ru/a/YunuooOlNTnwjKZc?share_to=link
  4. Ребёнок должен быть уверен, что вы предоставите ему доступ к подкреплению, как только он выполнит вашу инструкцию: https://dzen.ru/a/Yvc-6cy4v2zs3Rm7?share_to=link
  5. Подкрепляйте каждое положительное взаимодействие с ребёнком, постепенно переходя к переменному режиму подкрепления: https://dzen.ru/a/YyKh4TNgLwT1qthd?share_to=link
  6. Вы должны знать, какое подкрепление является самым сильным для ребёнка: https://dzen.ru/a/Y3M9P1gHEXOdwlbJ?share_to=link
  7. Покажите ребёнку: если он откажется от сотрудничества, то у него не будет доступа ни к какому подкреплению: https://dzen.ru/a/Y6FvaJ1Z1Um0lFtO?share_to=link

Больше статей на тему взаимодействия с детьми я подобрала для вас в отдельной рубрике:

Дети. Мануал

Надеюсь, было полезно.