Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров
(физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Стресс направлен на развитие в ответ на стрессорное воздействие защитно-приспособительных реакций организма с задействованием симпатоадреналовой системы (с активацией нейрогуморальной регуляции путём возбуждения симпатической вегетативной нервной системы и гиперсекреции гормонов: КРГ (гипоталамус) → АКТГ (гипофиз) → кортикостероиды (кора надпочечников)) и связан с развитием общего и местного адаптационного синдрома.
Следует отличать собственно стресс (как общую биологическую физиологическую реакцию живого организма, присущую не только человеку) - от психологического (эмоционального) стресса, связанного с высшей нервной деятельностью человека.
Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.
Современный мир стремительно развивается, меняя жизненный темп. Что, в свою очередь, оказывает влияние на системы приспособления и адаптации организма. Которые не всегда могут справиться со своими задачами. В результате чего идет проявление неспецифических реакций психики и физических процессов. Привычные защитные механизмы перестают работать. Создается эффект переутомления, который влечет за собой нарушение сна, депрессию. Так стресс воздействует на нас.
Противостоять стрессорам позволяют сформированные навыки, заложенные в виде привычек, позволяющие увеличить стрессоустойчивость, формирующие волевые характеристики. К их числу можно отнести умение изменять физическую и психическую активность посредством физических упражнений, медитативных практик.
Прежде всего, стоит отметить системность занятий. Это формирует устойчивый навык к действию и формированию волевых качеств. Что, в свою очередь, формирует необходимую переключаемость защитной системы из области активной нагрузки к расслабленному состоянию, и наоборот.
Во-вторых, умение дифференцированного подхода для выбора адекватной физической нагрузки. Если выбор склоняется в сторону увеличения физической нагрузки через физические упражнения, не доведение до перетренированности и к грамотному подбору упражнений. Следует выполнять те упражнения, которые
вам нравятся и не вредят вашему здоровью. Они –
- увеличат уровень эндорфинов, гормонов радости, которые образуются во время занятий
- повысят самооценку и уверенность в себе
- принесут радость и удовлетворение даже при достижении небольших результатов.
Третьей сформированной привычкой можно обозначить умение переключать процессы возбуждения в стадию торможения. Что позволяет получить ощущение контроля над ситуацией. В этом случае довольно хорошо работают релаксирующие упражнения.
Четвертой привычкой можно считать освоение чего-то нового, новых упражнений и техник, что -
- дает увеличение самой эффективности
- создает гибкость в противодействии стрессорам
- способствует приобретению новых навыков.
И, наконец, привычка преодоления, сформированная в процессе тренировок, позволяет –
- действовать гибко
- быть более социально адаптированным, коммуникабельным
- работать более слаженно в команде при стрессовых ситуациях.