Найти в Дзене
Моя Россия.ru

Икона староверов необычной церкви в Быньгах

В 1716 году Никита Демидов основал железоделательный завод, который назвали Быньговским – по названию протекающих здесь речек Ближняя и Дальняя Быньга.

Никита Демидович (1656-1725), сын Антуфьев
Никита Демидович (1656-1725), сын Антуфьев

Днем рождения села считается дата, когда завод выдал первый чугун - 1718 год.

В Невьянске в те времена сложилась крепкая старообрядческая община.

В Невьянске обосновались и бежавшие с Керженца иконописцы. С них и началась уникальная традиция "невьянской иконописи", старейший образец которой датируется 1734-м годом.

Сейчас образцы подлинных старообрядческих икон можно найти на Урале в двух местах - в церкви Николая Чудотворца в Быньгах, да в первом в России частном музее икон Евгения Ройзмана в Екатеринбурге.

-2

Металлургические заводы потребляли много леса и его быстро вырубили в округе.

Возможно и в связи с этим, многие детали церкви, обычно деревянные, здесь чугунные.

Например, плиты пола.

-3

Некоторые детали иконостаса.

Вход в алтарь и иконостас
Вход в алтарь и иконостас

Вход в алтарь
Вход в алтарь

В 18 веке, когда мастера-староверы старой закалки писали иконы лишь для своих - верующих староверов. Иконы их письма называют "высокий невьянск".

Есть и "купеческий невьянск" 19 века, когда у последователей мастеров появились заказчики среди богатых купцов.

Вот одна из икон в церкви  - все признаки "невьянска" налицо: белоликость  (её, исходную, можно  различить даже сквозь вековечную копоть, сделавшую  святых похожими на  негров), золотой фон с чрезвычайно тонкими резными  орнаментами (что  очень похоже на галицко-волынскую иконопись позднего Средневековья)  и  конечно же - уральский пейзаж на заднем плане (на иных иконах даже   Наклонная башня просматривается!). Как я понимаю, это 19-й век, причём   вряд ли даже начало, когда "невьянск" распространился за пределы   потаённых староверческих общин
Вот одна из икон в церкви - все признаки "невьянска" налицо: белоликость (её, исходную, можно различить даже сквозь вековечную копоть, сделавшую святых похожими на негров), золотой фон с чрезвычайно тонкими резными орнаментами (что очень похоже на галицко-волынскую иконопись позднего Средневековья) и конечно же - уральский пейзаж на заднем плане (на иных иконах даже Наклонная башня просматривается!). Как я понимаю, это 19-й век, причём вряд ли даже начало, когда "невьянск" распространился за пределы потаённых староверческих общин

А вот таков интерьер музея в Екатеринбурге.

Фото взято из свободных источников интернет
Фото взято из свободных источников интернет
Икона Богородице в музее г. Екатеринбург. Фото взято из свободных источников интернет
Икона Богородице в музее г. Екатеринбург. Фото взято из свободных источников интернет

Друзья, если статья вызвала у вас отклик, напишите об этом в комментариях