«Верещагин - личность колоссальная, это действительно богатырь.
Верещагин - сверххудожник, как и сверхчеловек.» Илья Репин.
Все значительные художники — фигуры противоречивые. Василий Васильевич Верещагин — не исключение. С одной стороны, прапорщик, боевой офицер, не раз лично участвовавший в сражениях с оружием в руках и многократно рисковавший жизнью: во время туркестанского похода пуля сорвала с Верещагина шляпу, в другом эпизоде его спасла винтовка, которую он держал в руках - пуля попала прямо в нее.
Перед каждым путешествием на фронт художник писал завещание, прекрасно понимая, что может не вернуться.
По мнению начальства, его ждала блестящая карьера офицера. О таких данных можно было только мечтать – из хорошей дворянской семьи, прекрасное знание нескольких языков, физически крепок, в совершенстве владеет оружием. Однако Верещагин вскоре разочаровал своих наставников, подал в отставку и поступил в Академию художеств.
Василий Верещагин еще при жизни стал известен как художник батальных сцен. Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными, измученными солдатами. Художник ходил не только в военные походы, но и путешествовал по всему миру, привозя эскизы для будущих полотен — экспрессивных, красочных и детальных. Коллекционер Павел Третьяков скупал работы Верещагина целыми сериями вместе с резными авторскими рамами, которые создавались по эскизам живописца.
Он был импульсивен, вспыльчив, крайне обидчив и совершенно нетерпим к критике. Так художник сжигал свои картины как минимум трижды.
Некоторые ошибочно отождествляют Верещагина с передвижниками, хотя он никогда не входил в Товарищество передвижных художественных выставок, да и вообще сторонился разных объединений и творческих союзов.
А вы знали, что Василий Верещагин был также литератором? Действительно он написал около двадцати книг: «Очерки путешествия в Гималаи», «На Северной Двине. По деревянным церквам», «Духоборы и молокане в Закавказье», «На войне в Азии и Европе», «Литератор», статьи «Реализм» и «О прогрессе в искусстве и другие.
А чтобы уроки литературы по изучению эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» были намного интереснее, можно показать картины Верещагина. Ведь он основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен»: «Не замай! Дай подойти!», «С оружием в руках - расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне - пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «Наполеон I на Бородинских высотах» и другие картины.
Именно верещагинская серия сформировала представление об эпохе Отечественной войны 1812 года.
Конечно же, говоря о художнике, невозможно не вспомнить знаменитые картины Василия Верещагина: «Апофеоз войны», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Смертельно раненный».
31 марта (13 апреля) броненосец «Петропавловск», на борту которого находился художник Василий Верещагин, подорвался на мине. Из всего экипажа в 650 человек спастись удалось не более шестидесяти. По свидетельствам выживших, за несколько минут до взрыва Василий Васильевич поднялся на палубу с походным альбомом – он погиб со своим главным оружием в руках.
«Верещагина оплакивает весь мир», - писали в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Самым убедительным доказательством правоты этих слов, пожалуй, стал некролог, опубликованный в «Газете простых людей». «Верещагин хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой», - писали в 1904 году в этой японской газете.