Найти в Дзене

Весточка от Платова. Взять себя в руки

Верь тем, кто ищет истину, не доверяй

тем, кто её нашёл.

Андре Жид

В общем потоке пациентов весьма часто сталкиваюсь с одной и той же проблемой. Имея расстройство невротического плана, пребывая в депрессии, испытывая навязчивости или охваченность паническими состояниями, такие люди всё же не оторваны от окружения и часто слышат от своих близких предложения «не обращать внимание», «собраться», «не накручивать себя», «заняться чем-нибудь» и прочие досужие советы.

Однако вместо благодарности эти рекомендации вызывают у них чувство раздражения. Такие попытки поддержки на деле воспринимаются пациентом как непонимание его проблемы, как сугубо формальное проявление участия со стороны людей, которые, по его мнению, должны полностью разделять его чаяния. Эти высказывания воспринимаются ими так же, как предложение безногому человеку поиграть в футбол. В этом кроется краеугольный камень того самого внутреннего невротического конфликта, который изводит пациента. Он считает, что окружающие не видят его проблемы, считая ее чем-то вроде блажи здорового человека, и делает соответствующий вывод: его «…не понимают» и «…не любят».

Неприятие, казалось бы, самыми родными людьми, его проблем и переживаний рождает чувство отчуждения, противопоставления себя микросоциуму. Огромное количество девушек рассказывают об обидах, нанесенных им в детские годы, токсичных отношениях с родителями и драматических ущемлениях в школе и дома. Такие душещипательные истории сводятся к однообразным жалобам на тревожно-депрессивные переживания. Пациентки осознают свою проблему в виде невротического и психосоматического разлада и стремятся легализовать на приеме свою правоту тезисом, что они страдают патологией души, а этого не признают другие, записывая их в банальных бездельников, раздувающих свои комплексы. Почерпнув соответствующую информацию из интернета или от своих знакомых о проявлениях «биполярки» или «пограничного расстройства», они воспаряют мыслью – «это …про меня» – и устремляются к психиатру или психотерапевту. Говоря о своем состоянии, они как бы пребывают в статичной скорлупе обид и рефлексии. При этом подсознательно они не хотят меняться, развиваться, проявляя известный инфантилизм и идя по пути обвинений окружающих в своей проблеме. Но здесь имеется и динамический аспект. Основной посыл предложения «взять себя в руки» предполагает необходимость проделать определенную работу над собой, которая воспринимается отвлеченно. Именно эта ситуация и нежелание фиксировать оценку в динамике, ограничиваясь тезисом «пусть сами изменяются, а я не хочу меняться», демонстрируя эгосинтонные установки и поиск виноватого в своем положении, и приводит к тому, что причина собственной «ненормальности» выискивается во внешних факторах. При этом переживание вины и осознание, что они non compos mentis (не в здравом уме) автоматически перекладывается на окружение.

Тут важна мысль Сартра: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». Значительная роль в этом изменении принадлежит эмпатии, трансформации чувственного фона, возможности взаимной поддержки, а не банальным словам участия и формализованным рецептам.

Современный азербайджанский писатель Эльчин Сафарли в книге «Если бы ты знал…» высказался так: «А ведь это очень важно — прочувствовать и принять погоду друг друга. У всех она разная. Один живёт в вечной осени с равномерными и безучастными дождями, другой — в одухотворяющей весне, где после дождливого дня наступает солнечный. Важно не заставлять ближнего быть тем, кем ты хочешь его видеть. Не упрекать. Всё равно он останется собой, вернётся в свою погоду, пусть и самую холодную на планете. Лучше с самого начала принять погоду любимого человека, её светлые качества, показать ему лучшие качества своей и создать один на двоих общий климат».

Все эти моменты носят обобщающий характер, оправдывая необходимость что-то делать для того, чтобы «сбросить аффективный пар». В состоянии чувственной стагнации возникает эмоциональное напряжение, которое не может разрешиться и не приводит к редукции сформированной фрустрации, оставаясь занозой, которая мучает и изводит.

В этой связи можно вспомнить высказывание проповедника ребе Филиппа Берга: «Изменение — это процесс, который происходит, если боль от того, что ты остаёшься тем же, превышает боль от того, что ты изменяешься».

Спасательный круг, позволяющий проделать этот путь, — психотерапевтические секции.