Жильцы могут быть недовольны работой управляющей компании (УК) или счетами, которые она выставляет за услуги. Станет ли решением проблемы отказ от платежей по счетам?
На этот и ряд других вопросов ответили эксперты Центра финансовой экспертизы Роскачества.
Платить или не платить?
Иногда качество обслуживания многоквартирного дома не устраивает жильцов: не убирают мусор во дворе, несвоевременно вывозят отходы, часто отключают воду и т. д. Кроме того, у граждан могут возникать вопросы по поводу счетов за жилищно-коммунальные услуги. В таких случаях недовольные жильцы зачастую бойкотируют управляющую компанию и отказываются оплачивать счета. Иногда люди готовы оплачивать услуги напрямую их поставщикам, не желая платить управляющей компании за общедомовые расходы.
Как сообщили в Роскачестве, отказ платить по счетам не решит проблем — скорее, только добавит их. Закон не предусматривает безусловного права собственника квартиры отказаться от оплаты счетов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Однако собственник может потребовать перерасчета, если оказана услуга ненадлежащего качества. Об этом говорится в постановлении Правительства за номером 354 от 6 мая 2011 года, определяющем правила содержания общедомового имущества и установления факта оказания услуг ненадлежащего качества.
Выходит, что жильцу, который недоволен качеством и объемом услуг, предоставляемых УК, нужно оплатить предоставленные услуги, а затем оформлять акты о предоставлении услуг ненадлежащего качества и выступать с требованиями перерасчета.
Если жильца не устраивает качество воды и он не хочет платить за воду, но оплачивает остальные услуги, таким образом он не накажет поставщика — управляющая компания разделит внесенную жильцом сумму между всеми строками платежки, а затем начислит на недостающую сумму пени. Такой платеж будет неполным, начнет расти долг. Дело может кончиться тем, что УК подаст на должника в суд.
Куда жаловаться на плохую работу УК?
Как объяснили в Роскачестве, с жалобой на управляющую компанию можно обратиться в несколько инстанций. Первым делом следует обращаться с заявлением к директору УК, изложив все претензии в письменном виде.
Если управляющая компания не соблюдает правила технического обслуживания, которые связаны с подготовкой дома к отопительному сезону или с некачественным содержанием площадок, нужно подать жалобу в государственную жилищную инспекцию.
Обратиться с жалобой на УК может как собственник квартиры, так и ее арендатор, если у него есть договор найма. После обращения жилинспекция должна провести проверку и при выявлении нарушений выдать УК предписание об их устранении, а в случае несвоевременного устранения назначить штраф.
Проще всего подать такую жалобу через портал Госуслуг или электронную приемную ГЖИ. Такую жалобу обязаны зафиксировать не позже 7 дней, а ответ дать а течение 30 дней с момента регистрации. О свих действиях инспекция сообщает заявителю. По итогам проверки на УК могут наложить штраф.
Кроме того, управляющая компания обязана отвечать жильцам на вопросы по начислению платежей, иначе УК также грозит административная ответственность.
В конце прошлого года собираемость платежей за услуги ЖКХ выросла в России на 12% в сравнении с первым полугодием.
-----