Крым. Ялта. Ливадийский дворец. Февраль 1945 года.
Крымский полуостров разорен фашистскими войсками дотла. Он был освобожден только в апреле 1944 года.
Но именно здесь в бывшем царском дворце в Ливадии Иосиф Виссарионович Сталин решает принять союзников по антигитлеровской коалиции: У Черчилля и Ф. Рузвельта. Конференция намечается на 4-11 февраля.
В это время Красная армия громит врага на территории Польши, Прибалтики, Югославии, Венгрии.
Сроки по подготовке предстоящей конференции в Ялте были сжатые – 18 суток (8-27 января 1945 года). Нужно было подготовить жилье на 340-350 человек, два аэродрома, Саки и Сарабуз, для принятия тяжелых военных и транспортных самолетов, отремонтировать водопровод, канализацию, электросети, построить прачечную, наладить связь Ялты с Москвой.
У. Черчилль придумал название кодовое название Ялтинской конференции «Аргонавт».
Провели ремонт Ливадийского, Юсуповского и Воронцовского дворцов. 212 комнат были заново окрашены, оклеены обоями. Во дворцы завезли мебель, спальные принадлежности. Территорию парков привели в идеальное состояние.
Восстановлением дворцов в Крыму занимались рабочие, кроме того здесь были сотрудники НКВД. Для всех, кто приводил в порядок дворцы, интендантская служба Красной армии выделила на месяц 2000 пайков.
Про тех, кто за 18 дней смог совершить невозможное не забыли: 1021 человек были представлены к орденам и медалям, начиная от рабочих- строителей и заканчивая партийными руководителями.
В Крым было направлено 1500 вагонов со всем необходимым. Подготовка ко встрече «Большой тройки» была сродни фронтовой операции. Полуостров был перекрыт огромными силами ПВО, так как теоретически немецкая авиация могла добраться до Крыма. На всех дорогах и тропинках к Ялте были размещены подразделения НКВД И РККА.
Для сервировки столов и приготовления еды необходимо было: по три тысячи ложек, ножей и вилок из серебра, мельхиора и стали, сотни кастрюль, сковородок, сотейников, салатников, терок, десять тысяч тарелок разных размеров, четыре тысячи блюдец и чашек, и шесть тысяч стопок, бокалов, рюмок.
В разгромленной стране, где в течение четырех лет ничего такого не выпускалось, необходимо было найти все это в нужном количестве, доставить, вымыть.
Дворцы Крыма за два года оккупации фашистами были разграблены. В Ливадийском дворце не было даже медных ручек на дверях.
«Из Москвы эшелонами в Крым отправлялись мебель, ковры, дорожки, кухонная посуда, дорогостоящие сервизы и, конечно же, продовольствие. В конце 1944 не по карточкам в Москве можно было купить только черную икру. Ею были завалены все магазины, но, конечно, никто ее не покупал – это было очень дорого».
Р. А. Сергеев, бывший советник А. Громыко.
Заготовка продуктов питания и обеспечение всем инвентарем на время конференции было поручено Александру Яковлевичу Эгнаташвили (ресторатор в годы нэпа, личный повар-дегустатор И.В. Сталина). В то время он был комиссаром госбезопасности, помощником зам. Наркома по хозяйственным вопросам.
А.Я. Эгнаташвили докладывал, что были созданы запасы дичи, гастрономические, бакалейные, фруктовый и кондитерские изделия, организована ловля свежей рыбы. Из ближайших районов привезли ягнят, телят, поросят, индеек, гусей, уток, кур, кроликов. Они должны были превратиться в котлеты, ростбифы, отбивные, рагу, жаркое и так далее оборудовали хлебопекарни, кухонные помещения оснастили холодильными установками.
Столы для банкетов накрывались в Большом Ливадийском дворце.