Сегодня я расскажу вам про кейс, связанный с поиском мотивации.
Даша – моя ученица. Мы с ней уже давно работаем над спиной. Я пыталась найти к ней подход, но ничего не получалось. И я предложила ей поиграть.
Кто-то считает, что на тренировке нет времени играть – надо делать результат. Но для меня важно разобраться, почему у ребёнка нет мотивации исправить важную задачу.
Для моих учеников привычно, что я нестандартными методами разбираюсь в сложных ситуациях. Они открыты к экспериментам и знают, что благодаря этому мы получим необходимый ответ на вопрос.
***
Итак, я поставила кубик на другом конце зала со словами: «Это твоя цель. Иди к ней и повторяй: я хочу ровную красивую спину».
Вот она ползёт к этой цели, неуверенно. И останавливается.
Я начинаю как психолог вести диалог с Дашей. И оказывается, что цель ей не очень нравится.
- Зачем тебе прямая спина?
- Это здоровье.
- Окей, может тогда твоя цель – иметь хорошее здоровье?
- (неуверенно) Да.
И я понимаю, что эта цель её явно не вдохновляет. Мы разбираемся дальше, и в итоге я получаю ответ.
- Я хочу, чтобы на меня смотрели и восхищались.
- Ого, как классно звучит.
- Нет, я хочу, чтобы мной восхищались. И я была примером. (смущается)
- Почему ты смущаешься?
- Мне неловко.
- А как тело себя чувствует?
- Как-то волнительно.
- Давай попробуем пройти с этой целью.
Она идёт, останавливается посередине и говорит: «Что-то не то». В процессе игры ребёнок входит в азарт и начинает понимать смысл упражнения.
- Что же не то?
- Я думаю сейчас, что подумают обо мне другие.
Я ставлю препятствие посередине и говорю:
- Вот это «другие». Иди к своей цели, а другие – это препятствие.
Она сначала была неуверенной, а потом сбила с пути этих «других» и остановилась.
- Зачем ты других-то побила?
- А что они напротив стали?
- Получается, ты потратила кучу энергии на других вместо того, чтобы пойти к своей цели.
И тут Даша понимает, что каждый раз она не достигает цели – но почему?
- Давай отвлечёмся и пойдём другим путём. Что ты очень сильно хочешь?
- Хочу новый айфон.
- Почему?
- Он красивый. Я хочу красивые фото выставлять в инстаграм, чтобы мне ставили лайки.
Оказалось, что недавно они с друзьями ходили в магазин и смотрели на айфоны. И у всех друзей была последняя модель айфона, а у неё нет. И ей с ними неуютно.
Ребёнку в подростковом возрасте важно чувствовать сопричастность к окружающим – и дело не в айфоне.
- Если бы ты пришла в школу и сказала: «Ребят, я сегодня выиграла чемпионат России».
И я смотрю: ученица выпрямляется, появляется огонь в глазах.
- Ого, я была бы крутой. Не нужен мне тогда айфон. Потому что айфон – это достижение моих родителей. А чемпионат России – это уже моё личное достижение.
- Хорошо, смотри, до чемпионства России нам ещё далеко. Какая промежуточная цель могла бы тебя вдохновлять?
- Если бы на крупных турнирах я попадала бы в финалы.
И передо мной стоит совершенно другой ребёнок, выпрямленный, с гордой осанкой.
- Как ты себя чувствуешь?
- Прекрасно!
- Давай вернёмся к нашей спине.
И мы идём обратно называем цель. «Я хочу попадать в финалы крупных турниров».
И она хватает этот кубик-цель довольная. Стоит с красивой, мощной, яркой вытянутой спиной.
***
Искать истинную мотивацию – долгой и непростой процесс. Это сложно и требует много времени, потому проще забить ребёнка, бить его по спине и орать: «Выпрями спину». Это быстрее.
Но когда мы осознаём, почему что-то не получается, когда копаем вглубь в поисках того, что нас зажигает – появляется конкретная мотивация.
Это долгий и сложный процесс. Я трачу на него время, другие тренера нет. У каждого свой выбор и свой путь. Я за то, чтобы разгребать зажимы и психологические проблемы на пути к достижению своей цели.
Пустое достигаторство приводит к серьёзному выгоранию – когда мотивацию теряет ребёнок, родители, тренер.
С любой проблемой можно так работать. Важно найти причину.
Цель может быть хорошей, но если она не вдохновляет, то ничего не получится достичь.
Если вы заряжены мотивацией – возможности сами появляются и процесс идёт быстрее и энергичнее.