Найти в Дзене

ЛИШНИЙ ВЕС - ПРОТИВОПОКАЗАНИЕ К ЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИЮ СУСТАВОВ? ИЛИ НЕТ?

НЕРЕДКО ПАЦИЕНТЫ ПИШУТ И СПРАШИВАЮТ НА ПРИЁМЕ - КАК БЫТЬ, ЕСЛИ С ЛИШНИМ ВЕСОМ НЕ БЕРУТ НА ОПЕРАЦИЮ?

Да, не берут, и это понятно. Формальная причина - "не выдержит" эндопротез, "не выдержат кости", "не выдержит" сам пациент и т.п.

В реальности статистика показывает, что нет никакой разницы в результатах эндопротезирования суставов у стройных и "не очень" пациентов. Если всё сделано правильно, то и результат нужный.

В чём же причина? Почему отказывают? Очень просто - хирурги (да и терапевты с анестезиологами) - тоже люди. Со своими трудностями. Все хотят лечить молодых, стройных и, желательно, здоровых. А проблема в том, что к хирургам приходят обычно всё же немолодые, изрядно потрёпанные жизнью люди с лишним весом. Разумеется, чем больше возраст, чем больше вес, тем больше проблем терапевтического характера. Соответственно, после операции эти проблемы закономерно могут обостриться, и всё это падает тяжким грузом на плечи хирурга. А оно ему надо? Заниматься отсутствием стула, задержкой мочи, пневмонией, пролежнями и прочими прелестями, которые нередко сопровождают пациента в послеоперационном периоде.

Одно дело - поставить на ноги пожилого человека весом 70 килограмм, и совсем другое - 135! А если еще и с реабилитологами напряжённо, то и вся тяжесть (в полном смысле слова) реабилитации ложится на того же хирурга. А у него обычно уже спина болит, радикулит и прочие грыжи еще со студенчества. Самостоятельно же с лишними 50-60 килограммами после операции встать очень непросто. Отсюда - вынужденный постельный режим, замедление и нарушение функции внутренних органов - вплоть до пролежней и тромбозов. И это всё - тоже падает на лечащего врача. А оно ему надо? Вот и отбиваются, как могут.

Это и есть основная причина отсутствия взаимопонимания на этапе первичной консультации. Конечно, рекомендация снизить вес и вернуться к вопросу об операции звучит всегда, но мы-то знаем, что это почти невозможно. На моей памяти всего одной женщине удалось радикально снизить вес, и еще двум - на 15-20 кг. Что было не радикально, и оперировать пришлось с весом хорошо за 100 кг.

Еще один важный момент. При абдоминальном (самом частом) типе ожирения - это когда на животе огромный рюкзак - центр тяжести тела смещается вперед. Чтобы держать равновесие, человек отклоняется назад, напрягая спину. А спина обычно уже больная, там и грыжи с протрузиями, и прочие прелести. Так вот после замены любого сустава статика сразу не меняется. Как тянуло человека вперёд, так и будет тянуть. Как напрягалась спина, так и будет напрягаться. А большая часть болей при артрозах у людей с ожирением обусловлена не больным суставом, а избыточной тягой мышц. И получается - сустав поменяли, он сам не болит, но вокруг всё болит по-прежнему, и первое, с чем идёт пациент к своему хирургу, это как раз "всё болит"! И уточнение/разъяснение, что сустав-то не болит особенно не действует, ибо натыкается на бронебойный аргумент "я на операцию шёл/шла, чтобы от боли избавиться, а всё как болело, так и болит!". И вот в такой ситуации лекции о вреде лишнего веса занимают огромное количество времени, ибо у человека не оправдавшиеся надежды. Потом, через месяцы, постепенно отпускает то, что было спровоцировано больным суставом, и становится легче, но это время нужно еще пережить.

Напоминание, что внутри мы все очень стройные!
Напоминание, что внутри мы все очень стройные!

К чему это я всё. Лишний вес - не противопоказание к операции эндопротезирования. После эндопротезирования сбросить легче, хотя и здесь есть обратные примеры - набирают вес на радостях сплошь и рядом.

В любом случае, лишний вес - это то, что зависит от самого потенциального пациента. Только он сам может себя взять в руки, и привести в разумное состояние. Каким способом - это отдельная тема, может быть, как-нибудь сделаю коротенький пост. А пока - помним о том, что от лишнего веса толку нет никакого, одни проблемы.

А это - малая часть того, чем чреват лишний вес. Хотя все и так знают. Только поделать с собой ничего не могут. Точнее, не хотят.
А это - малая часть того, чем чреват лишний вес. Хотя все и так знают. Только поделать с собой ничего не могут. Точнее, не хотят.