- Сейчас у нас начнется игровой тренинг.
-Ура! Давайте играть в «сломанный телефон»!
-Сегодня мы вам покажем новые игры!
-Зачем?! У нас есть свои!
-Мы покажем вам новые, а потом продолжим этот диалог…
В школе мы часто проводим тренинги для детей. Чаще всего это тренинги в игровой форме. И педагоги, и старшие, и младшие школьники на таких тренингах учатся играть. Об одном из таких тренингов, который проходил в формате дебатов, мы расскажем подробнее в отдельной статье.
Расскажем вам про еще один тренинг. Особенного названия у него нет. Но есть особенные смыслы! Тренинг мы провели с классом «Лайм» младшей школы МШСО. В начале важно было объяснить смысл игры. Мы поговорили о том, что игры нас тоже чету-то учат, даже когда мы играем в догонялки мы что-то приобретаем. Но что? Вот и рефлексивная задача номер один! После каждой игры ребята должны были ответить на вопрос, чему они сейчас учились?
В одной, достаточно простой игре «найди предмет» мы использовали игральные кубики. Правила игры такие: кубик кладется на полки с материалами в классе, не прячется, кладется на видное, но не самое приметное место. Дети должны в полной тишине отыскать этот кубик, и молча принести его ведущему. Для детей начальной школы это непростая задача, удерживать внутренний локус контроля. Ведь так хочется воскликнуть, когда ты наконец нашел этот кубик!
Следующая игра — это «чет и нечет». После того как детям раздали одинаковое количество скрепок это стало их банком. Ведущий зажимает в кулаке четное или нечетное количество скрепок, а игрок прогнозирует. Если прогноз игрока сбывается, ведущий отдает ему ставку, если прогноз не сбывается, сам игрок отдает такое же количество скрепок, которое у ведущего в руке. Во время игры ребята могут менять партнеров рандомно. Было интересно наблюдать как один доверяется своей интуиции, а другой строит стратегию, наблюдая за игроками, запоминая присущую им манеру поведения.
Так зачем узнавать что-то новое, зачем чему-то учится?
Дело в том, что возможно составить о чем-то свое мнение, только узнав это. Только когда начинаешь анализировать, начинаешь выдвигать гипотезы и проверить их.
В конце мы играли в игру «угадай предмет по звуку». Игроки играют с закрытыми глазами, а ведущий по по очереди издает звуки различными предметами, знакомыми детям (ножницы, степлер, бумага…) но, в каждом коне должен быть один новый, незнакомый предмет.
-Я поняла зачем!!! Только если поиграть в новые игры, узнаешь нравятся они тебе или нет. А еще, даже если ты очень внимательно слушал, но не угадал, зато ты узнал новый звук, новый предмет.
- Да, я тоже так считаю…
В таких тренингах можно очень близко подобраться к рефлексии нескольких уровней – начать понимать и понимать ЧТО понимаю, и понимать, что ПОНИМАЮ.
Можете ли вы представить себе такое удовольствие от процесса мышления?