Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Прогулка по Никольской улице с остановкой возле Аптеки

Оглавление

Гулять по Никольской улице или даже пройтись по ней по делам, и не сделать дополнительной пары фотографий к тем трем сотням, что уже лежат в телефоне – почти нереально.

Из-за этого, возможно, я и обхожу Никольскую в своих целенаправленных фото-прогулках. По крайней мере, обходил до вчерашнего дня. Потому что решил сегодня написать…

…Про Аптеку Феррейна в Москве

Еще в тридцатых годах девятнадцатого века эмигрировавший в Россию из Пруссии фармацевт Карл Феррейн купил аптеку в доме Калязинского подворья возле Старо-Никольских ворот. Очень скоро он организовал производство медикаментов, которыми снабжались все городские больницы.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

А 5 мая 1834 года у Карла Феррейна родился сын Владимир. Еще подростком он начал помогать отцу, работая в его аптеке. Образование мальчик получил дома, после чего с успехом сдал экзамен на звание помощника аптекаря. Позднее он доучился до провизора с прохождением практики в Баварии, а вернувшись в Россию, защитил диссертацию и стал магистром фармакологии.

Здание бывшей аптеки Феррейна в Москве на Никольской улице
Здание бывшей аптеки Феррейна в Москве на Никольской улице

В 1873 году Владимир Карлович арендовал здание Ремесленной управы, в котором открыл аптеку, а при ней обширные склады и лабораторию, где проводились глубокие, серьезные исследования в сфере медицины, бактериологии и фармакологии. А спустя двадцать лет он подал прошение на строительство нового здания по соседству.

-4

Это здание с роскошной (не сохранившейся) вывеской «Аптека Феррейна» и было построено в 1896 году. Здание получилось уникальным! Подойди к нему с двух разных сторон, и будешь уверен, что перед тобой совершенно разные постройки. Фасад, выходящий на Никольскую улицу – неоренессанс с колоннами между огромными окнами второго этажа и четырьмя фигурами богинь здоровья Гигий, у каждой из которых в руках змея и чаша (7 фото).

Внутренние интерьеры новой аптеки украсили роскошные лепные потолки, электрические люстры из хрусталя и мраморная лестница с коваными перилами. Прилавки и стеллажи были изготовлены из красного дерева, а прочая мебель из дуба.

При входе в главный зал красовались чучела громадных медведей-швейцаров.

Противоположный же фасад получил облик истинного средневекового замка с башней, в которой при строительстве были устроены часы на благо и для удобства окрестных жителей и прохожих. К сожалению, часы не сохранились (как и старинная вывеска), на их месте уже очень давно зияют пустые проемы (4 фото).

Тогда же, в конце девятнадцатого века, начала формироваться…

…Империя Феррейна

История частных аптек в России началась еще во времена Петра Первого, когда он издал соответствующий указ, и первым из тех аптекарей стал некто Даниил Гурчин, открывший аптеку на Мясницкой улице, которую, по прошествии нескольких столетий и после смены множества владельцев, также приобрел Владимир Феррейн.

-7

Владимир Карлович был одним из первых, кто предоставил своим работникам возможность получать часть дохода компании, по сути устроив на семейном предприятии акционерное общество. Также он возглавил Московское фармацевтическое общество и создал «Пенсионно-вспомогательную кассу пособий инвалидам, вдовам и сиротам фармацевтов», а за обширную благотворительную деятельность был награжден орденом святой Анны и святого Станислава.

-8

Ему же принадлежало несколько аптекарских лавок на Тверской улице, на Арбате, на Никольской и Серпуховской площадях. Ассортимент производимых лекарство превышал триста наименований. Тем более что Германия, став во время войны врагом России, прекратила поставлять нам лекарственные препараты.

Штат корпорации Феррейна к началу Второй Мировой войны составляли шестьсот квалифицированных сотрудников и более тысячи простых рабочих. Один только рецептурный отдел аптеки на Никольской обслуживал штат в сотню человек!

  • И, что интересно, одним из приказчиков в этой аптеке до революции служил и мой прадедушка по материнской линии, Алексан Сёмин. Всегда вспоминаю этот факт, когда прохожу по Никольской улице. (От небольшой подборки кадров Никольской я, конечно же, не удержусь!)

Помимо лабораторий, фармацевтического завода в деревне Нижние Котлы (нынешняя Нагатинская улица) и собственно аптек, Феррейну принадлежали стеклодувная мастерская для производства флаконов под лекарства и две плантации лекарственных растений, одна в Бутово, другая в Крыму. К слову, в Крыму Владимир Карлович и скончался.

При жизни же Феррейн, кроме образованности и благотворительного сердца…

…Обладал и творческой жилкой

Я упоминал чучела медведей, что встречали посетителей при входе в зал аптеки. Этим Владимир Феррейн не ограничился. Прекрасным творческим ходом была своеобразная реклама его аптеки. Ежедневно, всегда в одно и то же время, к фонтану на Лубянской площади на радость публики и к восторгу местной детворы выводили дрессированного медведя. Медведь проживал здесь же, в вольере при аптеке.

Лекарства на медвежьем жиру считались особенно действенными, и реклама производила неизменный эффект!

Кстати, помимо лекарств Феррейн изготавливал мыло, косметику и парфюмерию, а также вина и минеральные воды.

Многих москвичей поставили на ноги медикаменты, производимые Феррейном. Но…

…Немногие имели долгую память на добро

Когда в Москве в 1915 году случился знаменитый антинемецкий погром, взбешенная толпа ворвалась в аптеку, на фасаде которой красовалось имя ее создателя – выходца из Пруссии. Там погромщики, то ли не удовлетворившись обычным вандализмом, то ли пользуясь случаем… а может, это и было основной целью – забрались в подвалы, на склад, и выпили все хранившиеся там запасы спирта. Ни много ни мало – целых пять пудов чистейшего медицинского продукта!

-10

А напившись, пошли крушить немецкие предприятия и жечь квартиры хозяев с иностранными фамилиями.

Пришедшие к власти большевики национализировали аптеку и все производство. Семейству Феррейнов пришлось с поспешностью эмигрировать. Остался в Москве лишь сам Владимир Карлович. Остался… устроившись в собственную аптеку кладовщиком.

Впрочем, как было сказано выше, спустя год с небольшим он все-таки покинул Москву, переселившись в Крым, где и скончался от инфаркта на морской пристани. Похоронили Владимира Феррейна в Москве, на Введенском, «Немецком» кладбище в семейном склепе.

Аптека же на улице Никольской была названа Аптекой №1 и просуществовала с 1917 по 2000 год. Сейчас в ее здании располагается магазин Боккара.

-12
Доходный дом и аптека В.К. Феррейна, достопримечательность, Никольская ул., 19-21с2, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.

Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!