Найти тему
Графоман и Я

ВОРОНЕГ. ч.2. (цикл "СНОВИДА")

из открытых источников
из открытых источников

За несколько дней до начала лета прискакал гонец от государя. Бус Белояр изъявлял желание погостить некоторое время у князя Воронега. Князь отдал распоряжения к приготовлению торжественной встречи, пира, подарков, а сам уехал охотиться.

Уехал с сыном - наследником и ближними боярами, чтобы никто из окружения в замке не видел его неудовольствия, не услышал от князя его досады, высказанной сгоряча. Ведь кто-то же обязательно нашепчет, донесёт Белояру! Его снова грыз тот самый червь. Сейчас появится этот, им самим избранный государь, и придётся присягать Бусу на верность, в знак покорности целовать правое плечо этого мальчишки, ведь он лет на двадцать моложе! И всё это здесь, в своем замке, своей столице, на глазах своих подданных! А ведь он знает, зачем на самом деле едет Белояр. Знает и при этой мысли каждый раз горько усмехается. Придумали же - Последняя Битва! Просто балованный мальчишка пожелал дорогую игрушку, ну или надеется укрепить свое главенствующее положение при помощи Секиры Перуна, словно это оберег.

Посыльные, ежедневно докладывавшие о приближении государя, сообщили, что прибытия следует ожидать на Кукушкин день или праздник Кумления⁶, который приходится на последний день весны. При Белояре нет свиты, только триста тридцать воинов в полном вооружении. Что же он затеял?

Триста тридцать всадников на одинаковых буланых конях, в одинаковых позолоченных доспехах, в лучах утреннего солнца являли собой великолепное зрелище. Во всяком случае простонародье, собравшееся поглазеть на приезд Буса Белояра, было в полнейшем восторге. Воронег с семьёй и ближними боярами встречал государя, выйдя за главные городские ворота. В десяти шагах Бус спешился и раскрыв объятия двинулся навстречу хозяевам. Князья, по обычаю, трижды облобызались. Гость попросил, вынести за городские ворота три десятка пустых столов, чтобы дружина, прибывшая с ним могла оставить на них свое оружие.

- Не хочу входить в город князя Воронега, моего союзника и, надеюсь, друга, с мечом. Тем более, что сегодня праздник, когда друзья не связанные родственными узами могут покумиться, а представители наших родов за последние три сотни лет неоднократно вступали в браки.

Во время праздничного пира Белояр то и дело поднимал чаши за здоровье и благополучие радушных хозяев, был весел, приветлив, остроумен, и сумел совершенно очаровать всех присутствующих. Он привез щедрые дары, никого не позабыв и не обидев. Только Воронег оставался настороже, понимая, что главное будет сказано наедине, за закрытыми дверями. Когда же наступило время для келейных бесед, Бус говорил о предстоящем летнем походе, об укреплении границ, о вооружении дружин, о чём угодно, только не о Секире Перуна. Он решительно отказался принимать у Воронега присягу:

- Ты же сам голосовал за меня на снеме, и как мне известно, склонил к этому многих колеблющихся. Почему ты считаешь, что я не доверяю тебе?

Наконец Воронег не выдержал и выложил всё, что тлело у него на душе. Бус, несмотря на молодость был искусным переговорщиком, поэтому широко улыбнулся Воронегу:

- Понимаю! Понимаю и поддерживаю твою тревогу, Хранитель! Я изо всех сил постарался сегодня проявить уважение к тебе, как к старшему родственнику. Надеюсь, что никоим образом не задел твою родовую честь и ничем не оскорбил княжеского достоинства великого и древнего дома Воронегов. Скажу ещё, что я и впредь буду стараться явить любовь и особое доверие к своему сильнейшему и лучшему союзнику, потому что тяжёлое испытание, выпавшее на нашу долю, потребует всей преданности, дружбы, сил и терпения.

- Чего же ты хочешь от меня, ответь! Ведь ты приехал за Секирой Перуна? - поморщившись от такого потока любезностей спросил Воронег сквозь зубы.

- Да, я приехал за ней, но я не Воин Перуна, боги послали нам с тобой другие труды. К тому же я и не гонец, а состою в свите гонца. Дождись завтрашнего дня и ты сам всё увидишь, утро вечера мудренее.

На следующее утро, едва князь Воронег пробудился, ему доложили, что явилась Белава, верховная жрица великой богини Макоши. Могущественная богиня судьбы, вечными спутницами которой были Доля и Недоля, покровительствовала незамужним девушкам, замужним женщинам, деторождению, особо заботилась о детях, к ней же обращались с молитвами о богатом урожае. Воронег засуетился, торопясь выйти ей навстречу, не только потому, что благоволение богини было важно для любого смертного. Несмотря на весьма зрелые годы, князь был бы не прочь добиться благосклонности молодой красавицы - жрицы. Белава была как всегда доброжелательна, умна и необыкновенно хороша собой. Даже простые, свободные, чёрно-белые одежды, предписанные саном, подчеркивали её стать и природную грацию. Непокорные, золотистые завитки волос выбивались из-под высокой рогатой кички, а яркие, синие глаза просто сводили мужчин с ума.

Прекрасная кудесница ослепила красотой, оглушила потоками мелодичного голоса и упорхнула по своим делам, сообщив сомлевшему Воронегу, что тоже явилась в качестве свиты гонца.

Не успело ещё рассеяться наваждение от сияющей улыбки Белавы, как князю доложили, что встречи с ним просит верховный жрец Велеса. Тут уж не до баловства!

Волхв Велеслав, высокий, чернобородый, с округлым чревом, уселся на лавку рядом с Воронегом и стал тихо вещать, почти что на ухо собеседнику о стадах, табунах, военных походах, купеческих обозах, речных путях, дорожных сборах, рынках, ценах на рожь и пшеницу, торговых договорах, соседских распрях и ещё многом другом, что так живо интересовало мало-мальски смыслящего человека с серьезной деловой хваткой. За непроницаемо-чёрными глазами Велеслава скрывалось превеликое множество тайн. Волхв и князь обсудили наиболее важные вопросы, общие дела и на некоторое время расстались, как всегда довольные друг другом. Унося в своей объёмистый суме изрядный кошель серебра, жрец Велеса также сообщил, что явился в качестве свиты гонца.

Воронег остался один, размышлять и недоумевать. Влиятельные особы, прибывшие к нему, безусловно заслуживали внимания и уважения. Вот только червяк никак не давал успокоиться. Если посылая гонца, ты не сможешь соблюсти обычая, Хотомир, то я не отдам Секиру даже при ходатайстве всего снема князей и жрецов. Если же гонец будет собран как должно, то зачем здесь всё это высокопоставленное собрание?

Между тем, полдень близко, князь кликнул слуг, чтобы помогли собраться.

По обычаю, он встречал гонца, стоя на крепостной стене над воротами. В кроваво -красном княжеском плаще с массивной золотой пряжкой и с неизменным вороном на плече. Несмотря, что лето началось, а свежо. Позади Хранителя семья, думные бояре, чуть в стороне стоят втроём Бус, Велеслав и Белава. Белоярова дружина, оседлав коней, выехала из города, воины разобрали свое оружие и, разделившись на два отряда, выстроились почётным караулом по сторонам главной дороги. Вокруг городских стен лес был вырублен на двести саженей, чтобы неприятель не мог подобраться незаметно, так что обзора хватало. Воронег то и дело поглядывал на бронзовые солнечные часы, работы греческих мастеров, на сторожевой башне, благо солнце светило вовсю.

Ровно в полдень деревья чуть в стороне от дороги качнулись, словно расступились, и показался всадник, двигавшийся лёгкой рысью. Князь прищурился, пытаясь разглядеть получше, но зрение было уже не то, что в молодости. Позади кто-то охнул, но теперь Воронег и сам уже видел, что ехал всадник на громадном черном волке. Ближе, ещё ближе, и стало понятно, что и всадник непростой. Вот заволновались кони Белояровой почетной стражи при виде огромного хищника с пепельной гривой.

Верхом на звере сидела девочка лет двенадцати в зелёном кожаном кафтане без украшений, таких же штанах и сапогах. Из оружия при ней был только нож, висящий в ножнах на шейном шнурке. Но более всего поразило Воронега, что на правом плече девочки сидел большой взъерошенный ворон, как две капли воды похожий на его собственного. Она ловко спрыгнула на землю, учтиво поклонилась и сказала звонким детским голосом:

- Здравствуй пресветлый князь Воронег!

Князь в растерянности смотрел на гонца. Обычай говорил, что посылаемый за святыней непременно должен быть на волке. Выполнение этого условия говорило о согласии всех Мiров, богов и стихий на происходящее, но обычай ничего не говорил о самом гонце, кроме того, пожалуй, что в прежние времена это были отпрыски царских или княжеских родов. Внешность девчонки была самая заурядная, таких обязательно встретишь в любом словенском поселении, хоть в избе, хоть в хоромах - круглое личико, курносый нос, большие круглые глаза и светлые волосы, выбившиеся из-под шапки.

- Здравствуй, красна девица! Кто ты и по какому делу явилась ко мне? - Хранитель отвечал, соблюдая посольский протокол, и лихорадочно соображал, стараясь ничего не упустить в этих странных переговорах.

- Я Сновида, дочь Хотомира, жреца Перуна. Прислал меня батюшка, к тебе пресветлый князь, с просьбой, не отдашь ли ты ему Секиру Перуна?

Безусловно, в том что хранимые реликвии передавались исключительно в руки представителей владетельных семей, был смысл. Бесценные святыни, как сами словенские земли, таким образом, находились под защитой могущественных государей. …А тут девчонка, дочь никому не известного волхва…

- Хорошо, красна девица, что пришла ты добром просить Секиру! Пожалуй, что и отдам я её, ради уважения к твоему батюшке. Да только не даром! Что волхв Хотомир прислал взамен?

Воронег говорил положенные слова, выученные им когда-то наизусть, и удивлялся мудрости людей, придумавших этот обряд, так полно и всесторонне оберегающий Секиру от попадания в чужие, недостойные руки!

- Ничего не прислал батюшка, а велел сослужить тебе, князь, службу - Сновида тоже хорошо знала свою роль.

Тут уж Воронег заулыбался, да и стоящие позади него родственники и бояре позволили себе ухмыльнуться в бороды, несмотря на правило неизменно соблюдать серьезность в делах посольских.

- Какую же службу можешь ты сослужить для меня, дитя?! Разве что колыбельную спеть, для внука моего?

- Ты не смотри, князь Воронег, что я мала летами, а вот прими от меня в дар этот прутик, веточку рябиновую. Заверни её в тряпицу и держи всегда при себе. Как настанет час, что станет тебе невмоготу, будут одолевать враги, тут достань её, князь, да коснись ближайшего дерева. А дальше, сам увидишь что будет.

При этих Сновидиных словах резной дубовый жезл в руках князя, с золотыми гвоздями и фигурой ворона из драгоценного рыбьего зуба⁷ в навершии, скипетр, передаваемый из поколения в поколение как символ власти, вдруг пустил побег, который прямо на глазах вырос на две пяди, дал почки и выпустил рябиновые листья. Все присутствующие онемели от невиданного чуда и завороженно смотрели на покачивающуюся зелёную веточку.

- Не побрезгуй моим подарком, князь, и сослужит он тебе дорогую службу, - продолжала никем не перебиваемая Сновида, - ведь не всегда богатство там где золото, сила там где меч, власть там где трон!

Неожиданно, вещий Ворон, спокойно сидевший на плече князя, слетел вниз со стены и сел на плечо девочки. Оттуда, склонив голову набок, хитро посмотрел на Воронега и каркнул насмешливо. Князь чуть не лишился чувств от этого, но поддержанный сзади под руки, устоял:

- Полно, Сновида, дочь Хотомира! Ты достаточно устыдила и вразумила меня. Благодарю тебя за дар, который отныне я буду носить на груди, у сердца. Прими же и отвези своему достойному отцу Секиру Перуна, пусть удар её будет неотразим в час Последней Битвы.

Грянули трубы, распахнулись окованные ворота, откуда появился княжеский воевода, несущий на вытянутых руках Секиру Перуна на красном, расшитом золотом и серебром боевом стяге Воронегов. Разрозовевшаяся девочка с поклоном приняла драгоценную ношу, при этом вороны, сидевшие у нее на плечах одновременно взмахнули огромными черными крыльями.

- Спасибо и тебе, князь Воронег, от меня и моего отца - взбираясь на спину волка сказала Сновида.

- Куда же ты спешишь? Путь не близок и опасен. Воспользуйся моим гостеприимством, а завтра отправляйся в путь, я дам тебе сотню дружинников для охраны!

Вещий Ворон взвился и вернулся к хозяину, что вызвало вздох облегчения у Воронега.

- Ещё раз благодарю! Коли постучится к тебе в окно чужой ворон, значит это весточка от меня прилетела. Знай пресветлый князь, что сегодня ты говорил с Хозяйкой Леса! Там, у опушки, ждёт меня мое храброе войско и мои верные слуги. Не поминай лихом! - прокричала Сновида, уносимая к лесу вкрадчивой волчьей рысью.

¹Снем - сейм, собрание.

²Сечень - январь.

³Жизненный круг - 144 года. 40*144=5760 лет.

⁴Купальские святки - день летнего солнцестояния или как раньше говорили - Солнцеворота, 22 июня.

⁵Духов день - 1 июня (червень), начинается Русалья неделя или неделя духов.С этого дня Марена выпускает погостить умерших предков в Явь.

⁶Кукушкин день или праздник кумления. 31 мая (травник) желающим покумиться – сродниться, не имея прямого кровного родства, в последний день весны предоставляется такая возможность. Также можно попросить желаемого у Живы – просто расскажите свои надежды и мечты кукушке, она донесет их до Богини и прокукует ей о вас.

⁷Рыбий зуб - моржовый клык.

Продолжение следует.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, весь цикл "СНОВИДА" в подборке по ссылке:

https://dzen.ru/suite/be47eaf9-d93e-43bc-9ceb-5a02fc14564d