Посмотрите на картинку ниже. Что объединяет всех этих персонажей?
Все они олицетворяют лидерство, доминирование. Они активные, волевые, решительные, целеустремленные, властные, уверенные в себе, требовательные, критичные. Это далеко не все характеристики, с помощью которых можно рассказать о людях с базовым D-типом, согласно типологии DISC. Их часто называют прагматиками и диктаторами.
Напомню, что типология DISC показывает особенности поведения конкретного человека в среде. Она базируется на 2-х основных критериях: восприятие внешнего мира и поведения в среде. Выделяют 4 типа личности (D-доминирование, I-влияние, S-постоянство, С-соответствие). Знание об особенностях каждого типа помогает выстраивать эффективную коммуникацию.
D-личности («красные») считают окружающую среду враждебной, а запаса ресурсов у них недостаточно. Поэтому они вынуждены в поведении придерживаться стратегии силы. Они не бояться заявлять о себе и занимают активную позицию.
Их голос громкий, мощный, напористый. Своей позой они как бы хотят захватить пространство. Эмоций много, но частенько они грубые. Язык простой, слова и предложения короткие и ёмкие. Они как будто отдают приказы. Часто используют избитые выражения, рассказывают «бородатые» анекдоты, говорят шаблонами, любят ввернуть крепкое словцо. Открыто говорят, что думают.
Примеры из жизни:
в группе моего района часто разгораются горячие споры-обсуждения неправильно припаркованных авто. Вычислить людей с высоким «красным» вектором можно по фразам «на машину хватило, а на парковку нет», «права купил, а водить не купил» и т.п.
В лифте такие люди часто нажимают на кнопку этажа или закрытия дверей несколько раз, как бы поторапливают его.
D-тип быстрый в своих действиях и решениях. Любят традиции, руководствуются простой логикой, проверенной временем, и настороженно относятся ко всему новому, их первая реакция на изменения – «нет».
Люди с высоким D-типом будут готовить так, как готовила мама, бабушка, прабабушка, новые рецепты - это неопределенность. А они её не любят.
Переход на цифровой формат получения услуг для «красных» это большое препятствие, они до последнего будут делать все по-старинке, по привычке. Ведь для освоения нового нужно потратить ресурс, а его мало и надо беречь.
Им важно быть в большинстве, а еще лучше перехватить инициативу и стать руководителем группы, установить свои правила. Формальный статус, высокие должности – это важно. Они очень целеустремленные и это их сильная сторона. Среди «красных» много руководителей, начальников. Часто сотрудники их могут недолюбливать (особенно если они другие по психотипу) за излишнюю требовательность, желание все контролировать, отсутствие такта и дипломатичности. В обычной жизни все это тоже активно проявляется. Их девизом может быть фраза: «Действуем так, как я сказал (-а)».
Представители данного психотипа неохотно идут на риск (ресурса и так мало и совсем не хочется его терять). Для них важна даже не выгода, а сохранение того, что уже есть, экономия. Если вы ему что-то предлагаете, то рассказывайте не про выгоду, а про отсутствие потерь.
Возникающие трудности D-тип часто воспринимают как вызов. Задачи-вызовы их мобилизуют. Их легко можно взять «на слабо». С одной стороны, это и их сила, они долго не раздумывают, а начинают действовать. С другой, это приводит к необдуманным поступкам и проблемам.
Пример из жизни:
Палатка с шаурмой. Мужчина резко, без приветствия подходит к продавцу и сразу задает вопрос «Какая шаурма самая большая?». Продавщица отвечает нестандартно: «Есть такая, но вы её не съедите». Мужчина раздражается и уточняет: «Какая?». Продавщица: «2XL называется». Мужчина недолго думаю выпаливает: «Две мне пробей».
Продавщица создала ему вызов (возможно даже не намеренно), что смотивировало его на покупку.
Базовые эмоции «красных» людей – отрицание, гнев, напряжённость, вспыльчивость, ровная радость. Они чаще обращают внимание на плохое (среда же враждебна), постоянно готовятся к плохому, к «черному» дню. Утрированно можно сказать, что для них жизнь – боль, преодоление, вечная борьба.
У «красных» есть свои сильные и слабые стороны (как, впрочем, и у других). Плюс, всегда надо помнить, что психотипы в чистом виде обычно не встречаются. Каждому человеку могут быть присуще все эти черты в той или иной степени. Но обычно выделяется одна-две доминанты. О людях типа I, S и С в следующих статьях:
I-тип или Позитивные гедонисты
S-тип или Милые эмотивы
C-тип или Рациональные аналитики
А пока подумайте есть у Вас или ваших знакомых что-то от D-типа в поведении?
В будущих статьях:
- как ведут себя разные психотипы в стрессе;
- слова-мотиваторы и стоп-слова для каждого типа;
- как определить кто перед вами за несколько минут.