Громким скандалом на весь Нижний Новгород обернулся обычный вызов на дом детского врача. Не дозвонившись сразу в домофон, участковый педиатр прямо на камеру покрыл матом младенца, которого пришел осматривать. Шокированные родители передали это видео местному телеканалу, который показал его в эфире, запикав для приличия матерщину.
Доктор легко мог бы извиниться: «Врачей не хватает, работаю на две ставки, кругом ковид с гриппом, на приеме полно больных, потом вызовы до вечера, а тут еще домофон этот... Случайно вырвалось, простите! Я ничего против вашего ребеночка не имею!» Скажи он так родителям — и конфликт, скорее всего, был бы исчерпан. Но педиатр уверен, что имеет полное право материть детишек. Налицо осознанная позиция. «Неважно, что я там за дверью говорю. Это вообще мое личное дело», — объяснил он свой монолог у подъезда.
Знающих его скандальная запись не удивила. На известном сайте, собирающем мнения о работе врачей, имеется 45 отзывов о работе отличившегося педиатра. 42 из них — от зарегистрированных пользователей, оставивших свои контактные телефоны. 37 родителей поставили доктору оценку «ужасно», еще 3 — «плохо». Описания визитов во многом схожи: врач не раздевается, не моет руки и даже не проходит в комнату, требуя вынести ребенка к нему в прихожую. Детишек смотрит поверхностно, грубит и настойчиво просит больше не вызывать. В общем, ведет себя, как в советское время работники сферы услуг: «Вас тут много, а я один».
Врач, конечно, не оранжевая пятитысячная купюра, чтобы нравиться всем и каждому. Но проявить элементарное уважение к больному и его семье он обязан. В здоровой системе здравоохранения поток подобных жалоб на специалиста закончился бы его увольнением. Потому что отзывы пациентов — не единственный, не совсем объективный, но все равно важнейший инструмент оценки качества медицинской помощи. В Москве, к примеру, недавно впервые обнародовали рейтинг поликлиник, составленный на основе оценок жителей города. Здесь врачи вежливы: им хорошо платят, но и строго спрашивают за работу.
В провинции, увы, все иначе. На участках работать некому, и доктору готовы простить все. Даже то, что прощать нельзя. Только бы не ушел, продолжал ходить на вызовы! Показательна реакция руководителей нижегородского здравоохранения. В лечебном учреждении сначала отмалчивались, а когда скандал разгорелся, с врачом-матерщинником провели «внеплановый инструктаж о необходимости соблюдения норм этики и деонтологии при общении с пациентами». Председатель профсоюза пообещал организовать психологические тренинги для всего коллектива поликлиники и призвал пациентов уважать медработников. А областной министр здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов заступился за своего подчиненного. «Да, были эмоции. И есть причина — тяжелая работа и ответственность... — сделал он вывод в своем телеграм-канале. — Мы с доктором договорились, что он будет более сдержанным». Читать дальше прямо неловко: «Каждый больной ребенок для него — это сильные внутренние переживания…» Жаль только, что эти благородные переживания порой выплескиваются наружу, как на том злополучном видео.
Печально, что действие этого околомедицинского сюра происходит не в каком-нибудь медвежьем углу, а в городе-миллионнике, который претендует называться третьей столицей России. В Нижнем имеется медицинский университет с факультетом педиатрии, ежегодно выпускающий целую армию детских врачей. Стоимость платного обучения — почти двести тысяч рублей в год, за шесть лет набегает миллион с лишним. Но желающих учиться на педиатра полно! А вот охотников идти на участок нет: зарплата маленькая, нагрузка же запредельная. И пока эта диспропорция сохраняется, каждый врач может считать себя незаменимым героем. И разговаривать с больными как угодно, хоть матом.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
Не только генетика: врач Соломатина объяснила, почему болезнь Альцгеймера стала поражать молодежь