23 марта 1912 года (111 лет назад) родился германский, а затем американский главный конструктор ракетно-космической техники Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун. Несмотря на то, что многие считают его неким западным аналогом советского гения Сергея Павловича Королёва, однако такого высочайшего статуса Брауну достичь по факту так и не удалось. Обо всём этом - в сегодняшнем материале "Родины Слонов".
Основные факты о фигуре
Один из основоположников современного ракетостроения. Создатель баллистических ракет. Член НСДАП с 1937 года. Бывший штурмбаннфюрер СС. В США считается "отцом" американской космической программы.
Разумеется, "бывших штурмбаннфюреров" не бывает... но мы сейчас не об этом. Кстати, когда была образована Германская Демократическая Республика, первые десятилетия более половины кадров в полиции, госаппарате и Штази (немецком аналоге КГБ) составляли экс-нацисты и члены НСДАП. А потому что хорошо обученные делу репрессий кадры нужны всегда, кем бы они там ни были...
Провальность фон Брауна как практического ракетостроителя (каким бы гением не считали его немцы, американцы и моглики) подтверждается анализом его 30-летней конструкторской деятельности.
Программа "Фау"
Проект "Оружие возмездия" (название было придумано министром пропаганды Третьего рейха Й.Геббельсом) должен был обеспечить Германии победу во Второй мировой войне, а также внушать страх и трепет врагам из союзнической коалиции. Программа прошла два основных этапа технологического совершенства: Фау-1 и Фау-2.
- Фау-1 представляла собой самолет-снаряд или, говоря современным языком, крылатую ракету. Оснащенная воздушно-реактивным двигателем с боевой нагрузкой до 1.000 килограмм, она по замыслу должна была представлять собой серьёзную угрозу в первую очередь для городов противника. Существенным недостатком этого вида была дальность полета, ограниченная 250 километрами. Это вынуждало немцев применять Фау-1 в основном против городов Юго-Восточной Англии и, в первую очередь, против Лондона. Общее число произведенных самолётов-снарядов достигло 25.000 штук, но их удары так и не смогли достигнуть нужного результата по запугиванию британцев и выводу из строя их инфраструктуры, в первую очередь военной. Это и понятно - ведь вторым серьёзным недостатком немецких крылатых ракет была точность их наведения, из-за чего их значительная часть падала вообще в стороне от цели, да и вообще половина запущенных "Фау-1" была сбита английским средствами ПВО. К концу 1944 года британцы и американцы научились перехватывать и уничтожать эти воздушные цели, благо скорость первых образцов самолётов-снарядов не превышала 650 км/час.
- Фау-2 стала куда более совершенно технологически. Имея жидкостный ракетный двигатель, она могла поражать противника на удаленности уже в 300 километров и была куда более неуязвима для любых средств ПВО того периода. Также для запуска ракеты не требовалось специально оборудованных площадок, её можно было отправить в полет с любых площадок, требовалось только заправить топливом. Каждая ракета несла 800 кг взрывчатки. Однако ключевые недостатки сохранялись: низкая точность наведения, работа двигателя, а теперь ещё и сложность и высокая стоимость производства. При этом, ввиду низкой дальности, Третий Рейх не мог применить Фау-2 на Восточном фронте, а судьба войны решалась именно там. Всего произведено 6.000 ракет этого типа.
- И был ещё проект Фау-3... однако это устройство представляло собой огромную дальнобойную пушку, предназначенную исключительно для обстрела британской столицы. Предполагалось создание нескольких батарей таких орудий, выпускавших 25-килограммовые снаряды на расстояние в 165 километров. Однако по своей силе разрушения этим снарядам было далеко до монстров типа "Карл" и "Дора", да и вообще проект не был реализован - построено всего одно орудие в толще горы на побережье Ла-Манша (всего в 95 километрах от британской столицы), но и оно не успело сделать ни одного выстрела.
- И был еще проект Фау-4... Он замышлялся как переоборудованный под несение максимального количества взрывчатки "Юнкерс-88". По факту это был пилотируемый лётчиком самолёт-камикадзе, но в отличие от японских самоубийц пилот должен был выпрыгнуть с парашютом (трудно понять, чем потом его судьба бы отличалась в лучшую сторону, после попадания в плен к противнику). Этот проект вообще не был реализован, так и оставшись одним из экзотических проектов Рейха, вроде геринговских паровозов из бетона.
- И якобы были ещё Фау-5,6,7 и далее... вплоть до 14. Однако это были проекты один другого фантастичней: дисколёты, бомбардировщики для атак по США и много других смелых, но неосуществимых идей (неосуществимых хотя бы потому, что Германия испытывала острую нехватку компонентов ракетного топлива).
Итог многолетней деятельности штурмбаннфюрера фон Брауна прост и понятен: никаких серьёзных практических результатов его проекты нацистской Германии не дали.
Построенные 30+ тысяч реактивных неуправляемых снарядов обладали низкой надёжностью и низкой же точностью поражения. Зато они отняли у Германии множество ценных ресурсов, заводов и людей (в то время, как страна испытывала острую нехватку танков и авиации, не считая всего прочего). И взамен дали Гитлеру и остальным немцам ложную надежду на высокую эффективность "оружия возмездия" и гарантию победы. Программа Фау в лучшем случае могла незначительно оттянуть проигрыш Третьего Рейха (но мы помним, что нацисты получили в итоге меньше традиционных вооружений, так нужных на фронтах), но дать возможность победить - никогда.
Поэтому по итогу деятельности Вернера Брауна в Германии можно смело ставить ему незачёт. Возможно, что его проекты даже ускорили поражение нацистов (за что, конечно, мы только скажем ему спасибо).
Но не лучше обстоят дела и во время его американской службы
Фон Браун сдался американцам 2 мая 1945 года, вместе с ним сдался и его брат, коллега-инженер Магнус, а также руководители отделов и сотрудники. После пленения Вернер сделал хитроумное заявление американской прессе:
«Мы создали новое средство ведения войны, и теперь моральный выбор — какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище, — стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. .... только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».
Американцы "отмыли" фон Брауна и его коллег, стерев все указания на членство в НСДАП и службу в СС, придумали им новые биографии и сделали из них "государственных научных деятелей США".
Однако что по факту было сделано Брауном и его коллективом перебежиков из "бывших штурмбаннфюреров"?
Несмотря на большие бюджеты, предоставление широчайших возможностей в мощной, ещё больше разбогатевшей, полнокровной Америки (на территории которой не был взорван, повреждён ни один военный и промышленный объект - не считая Перл-Харбора, конечно) — бесконечное и постоянное отставание от СССР.
- После успешного запуска советского "Спутника-1" (первого ИСЗ) 4 октября 1957 года - фиаско с запуском в декабре того же года своего "Авангарда TV3", вошедшего в историю под позорным названием "Капутник".
- После успешного запуска человека в Космос в СССР 12 апреля 1961 года (Юрий Гагарин провёл там 108 минут) - НАСА фактически вывела в Космос своего астронавта Джона Гленна лишь 20 февраля 1962 года (суборбитальный 15-минутный "прыжок" Шепарда в мае 1961 года, конечно, не в счёт)
- Первая АМС, достигшая Луны (совершив "мягкую посадку") - это советская "Луна-2" и январь 1966 года. У американцев это "Сервейор-1" и май того же года
- Первый выход человека в открытый Космос: СССР март 1965 года (Алексей Леонов на "Восходе-2"), США спустя 2,5 месяца ("Джемини-4", причём космический аппарат не имел шлюза, астронавты просто "открыли дверцу" в Космос)
Список отставаний НАСА, в которой фон Браун руководил множеством процессов, можно было бы продолжать практически до бесконечности, но не будем сыпать соль на рану могликов. Им и без того тяжело объяснять неверующим в гений Вернера, почему 20 лет Америка отставала от СССР в области ракетно-космической техники, а в 1969 вдруг случилось чудо и американские звездонавты вдруг высадились - в отличие от советских коллег - на Луне.
Всем, кому отчаянно хочется верить в подобную магию, напоминаем: в сороковые годы герр фон Вернер уже брался построить для Германии "чудо-оружие", но никакого вандерфаффе в итоге герр Гитлер от него так и не получил. Впрочем, смотрите выше подробности этого фиаско, если уже забыли в нынешнем лонг-тексте. Поэтому ещё труднее верить, что внезапно у него бы получилось "лунное чудо".
В-общем и целом, фон Браун как практик-ракетостроитель выказал себя посредственным специалистом. Равнять его с С.П.Королёвым? Упаси бог. Если в Германии и США этот человек сумел стать главных конструктором, то, значит остальные спецы были ещё хуже.
Кстати, Германия и по сей день, третье десятилетие XXI века, ничем примечательным в области космонавтики и ракетостроения не отмечена, хотя даже в Италии и Бельгии есть зачатки такой деятельности!
Но чем действительно интересен и велик герр Браун, так это его теоретическими выкладками по одному интересному вопросу
Нет, не ждите никаких признаний и откровений, что он достоин встать в одном ряду с гениями космической теории - Константином Циолковским или Фридрихом Цандером. Хотя, безусловно, фон Браун и неукоснительно следовал заложенными ими постулатам.
Главное из интересного, что высказал Вернер фон Браун - так это вот такая мысль, которую он высказывал множество раз:
Человечество выведет оружие в Космос сначала ради ради борьбы друг с другом. Потом для борьбы с астероидами. А далее — с инопланетянами.
Идея, безусловно, глубокая. Правда, к сожалению, высказавший её человек не верил в эти риски и считал, что все перечисленные угрозы мнимые и будут использоваться правительствами как ложь, которая должна объединять народы перед лицом придуманной опасности. Но сегодня мы с вами уже понимаем, что те же астероиды представляют потенциальную, а порой и реальную проблему для землян (десятилетие после прибытия Челябинского метеорита, разгромившего некоторые здания в городе, тому свидетельство). Так что придёт время, когда и пришельцы могут начать создавать прямые угрозы, от которых придётся защищаться уже на дальних подступах к Земле...
Поэтому предостережение фон Брауна отнюдь не лишнее. Даже если сам он и имел в виду нечто другое.
Вернер фон Браун, бывший главный немецкий и американский ракетный конструктор, после своего странного ухода из NASA (1972 год) прожил всего пять лет и умер от рака поджелудочной железы в Александрии, штат Вирджиния, в возрасте 65 лет. Похоронен на местном кладбище Иви Хилл. Программа "Аполлон", включавшая в себя одноименный корабль, лунный модуль и ракету "Сатурн" закрыта окончательно в 1973 году и не оставила после себя "потомков" в виде продолжения технологии. Американский авиакосмический концерн Fairchild Industries, в котором он работал последние годы жизни, обанкротился в 2009 году.
Поэтому можно сказать, в современном мире нет ничего по сей день функционирующего, что было бы заложено лично Вернером фон Брауном. Его деятельность и работа не привели к действительно эффективным технологиям.
Вот вам и весь "гений".
Алексей Королёв, историк космонавтики
Читайте также наш ВК-паблик о Космосе и Непознанном
! Дорогие читатели, вы можете ещё сильнее замотивировать автора канала сделать больше интересных для вас материалов, любезно совершив свой донат на Юмани (yoomoney.ru/to/410012407253344) или на Сбербанк (карта 4276 1600 1989 6035 Алексей Владиславович). Всем помогающим - огромное спасибо !