При сравнении яркости проекторов мы обычно обращаем внимание только на цифры, указанные в спецификации. Многие производители пользуются стандартной единицей измерения яркости проектора – ANSI-люменами*. Это позволяет нам сравнивать сопоставимые величины, то есть «яблоки с яблоками». Но полагаться исключительно на спецификации не всегда целесообразно, поскольку существует аспект яркости, который часто упускается из виду, – а именно, связь яркости с цветовыми характеристиками.
*С научной точки зрения, в люменах измеряется не яркость, а световой поток. Однако в индустрии проекторов для обозначения яркости принято использовать именно ANSI-люмены.
Что такое ANSI-люмены?
Как сказано выше, ANSI-люмены, разработанные Американским национальным институтом стандартов (ANSI), стали стандартной мерой яркости на рынке проекторов. ANSI-люмены представляют собой единицу измерения, полученную путем усреднения значений яркости, измеренных в нескольких разных точках экрана с совершенно белым изображением. Широкое использование этой единицы яркости на рынке проекторов обусловлено объективностью методологии, поэтому потребитель может быть уверен, что если проектор имеет более высокое значение яркости в ANSI-люменах, то он действительно окажется более ярким. Означает ли это, что величина яркости в ANSI-люменах должна быть единственным критерием яркости проектора? Опираясь исключительно на количество ANSI-люменов, мы упускаем из виду ключевой элемент, который может повлиять на оценку яркости проектора.
Яркость проектора. В чем разница между ANSI люменами и LED люменам?
Что не учитывают ANSI-люмены: эффект Гельмгольца-Кольрауша
Безусловно, яркость в ANSI-люменах является объективной величиной, так как процесс измерения строго стандартизирован. Однако каждый пользователь проектора может оценивать качество проецируемого изображения по-своему, так как зрительное восприятие человека субъективно. При измерении яркости в ANSI-люменах физиология человеческого зрения и её влияние на восприятие яркости не учитывается. К примеру, игнорируется эффект Гельмгольца-Кольрауша.
Эффект Гельмгольца-Кольрауша — это явление, когда человек видит насыщенные цвета более яркими, чем на самом деле, из-за механики глаза. Этот эффект наиболее остро ощущается при сравнении цветов с одним уровнем освещенности (т. е. яркости), но с разным уровнем насыщенности. При таком сценарии самый насыщенный (или «самый чистый») цвет будет казаться ярче всех других цветов, несмотря на одинаковое значение яркости. Это явление хорошо проявляется в случае с цветными огнями: они кажутся ярче, чем белые огни с тем же уровнем яркости.
В результате пользователям проекторов с более насыщенными цветами изображения будут казаться более яркими, чем указано в характеристиках устройства. Другими словами, цветопередача проектора не только помогает ему воспроизводить точные изображения, но и повышает их яркость. Это особенно актуально для проекторов со светодиодным или лазерным источником света, поскольку такие технологии позволяют улучшить цветопередачу в сравнении с ламповыми проекторами. Таким образом, при выборе проектора следует также принимать во внимание общую производительность проектора, особенно его цветопередачу.
Проекторы BenQ c высокой насыщенностью цветов:
Когда эффект Гельмгольца-Кольрауша не эффективен?
Несмотря на то, что из-за эффекта Гельмгольца-Кольрауша цветопередача может оказать положительное влияние на воспринимаемую яркость проектора, необходимо отметить, что при некоторых условиях эффект Гельмгольца-Кольрауша не действует.
- Эффект потускнения из-за наличия белого, серого и ненасыщенных цветов
При определении эффекта Гельмгольца-Кольрауша мы упомянули, что благодаря ему цвета с высокой насыщенностью будут выглядеть ярче, чем эквивалентный белый свет. В то же время если визуальный контент содержит высокую долю белого, серого или ненасыщенных цветов, то проецируемое изображение не будет казаться ярче. В результате яркость такого контента будет соответствовать исходному значению яркости в ANSI-люменах, указанному в спецификации проектора.
- Как окружающий свет разбавляет цвета
Поскольку эффект Гельмгольца-Кольрауша применим к цветному свету от проектора, любой внешний свет (например, комнатный или солнечный свет) будет разбавлять концентрацию цветного света, притупляя насыщенность, воспринимаемую глазом, и, следовательно, снижая эффект Гельмгольца-Кольрауша.
Чтобы продемонстрировать эту концепцию, на приведенных ниже диаграммах сравнивается интенсивность красного цвета от проекторов с разными источниками света, когда внешний свет в комнате включен и выключен. Чем меньше ширина спектра источника света, тем насыщеннее его красный цвет. Во-первых, следует обратить внимание, что независимо от количества окружающего света уровень насыщенности цветов лазерного проектора выше, чем у светодиодного проектора, а менее насыщенные цвета у лампового проектора. На диаграммах с включённым светом сразу заметно, как расширяется красный спектр для проекторов с лампой и светодиодами. Это означает, что для этих источников света окружающее освещение оказывает большое влияние на снижение уровня насыщенности красного цвета.
Диаграммы спектра (красный)
Интенсивность красного спектра от разных источников света при включённом и выключенном свете
Заключение
При выборе нового проектора не стоит ориентироваться только на значения яркости, указанные в спецификациях проектора. Рекомендуется придерживаться комплексного подхода, учитывающего такие факторы, как пространство, в котором будет использоваться проектор (например, условия освещения), и проецируемый контент (например, цветовая палитра изображения). Далее выберите проектор с источником света (например, лампа, светодиод или лазер), который лучше всего подходит для этих условий, но при этом помните о важности цветопередачи в создании более ярких изображений.
LED-проекторы BenQ LH730 имеют яркость 4000 ANSI-люмен, поэтому докладчики могут проводить качественные презентации в освещенных конференц-залах среднего размера. Широкий цветовой охват 98% Rec.709 проектора LH730 гарантирует точность цветопередачи, а эффект Гельмгольца-Кольрауша обеспечивает высокую насыщенность цветов.