Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Ребенок боится ходить в школу / пример из практики

Оглавление

Учительница попросила Надю полить цветы в классе. Надя, как послушная ученица, принялась исполнять поручение. Цветы, что на подоконнике, она полила без проблем, но до тех что стояли на шкафу она не дотягивалась. Надя подставила стул, встала на него и начала поливать цветы.

Эту картину наблюдал Артем. Он увидел, что стул неустойчив, трясётся, того и гляди Надя упадет. Он подошел, обхватил ноги Нади руками, а ногами подпер стул. Надя продолжила спокойно поливать цветы, как вдруг услышала крик учительницы, она была недовольна, что Надя встала на стул, а Артем помогал ей в этом, ведь она строго - настрого запретила вставать им на стулья.

Дети послушно выслушали укоры, обвинения и наставления учителя, но на этом история не закончилась.

Последствия

4 года спустя Артем с мамой обращаются за помощью, потому что Артем боится отвечать на уроках, он не поднимает руку даже если знает на отлично, временами, у него сильно колотится сердце и трясутся руки.

В беседе, Артем рассказал, что очень боится осуждения со стороны окружающих, если он будет высказывать свое мнение или нарушать правила.

Соответственно, ничего из этого артем не делает. Как же так вышло?

Причины

После этого случая Артем вынес (неправильный) урок из ситуации - правила нарушать нельзя, даже если ты хочешь помочь. Из которого, со временем, последовали следующие умозаключения:

* Тот, кто нарушает правила плохой.
* Правила нарушать нельзя, я буду плохим.
* Я плохой тогда, когда меня ругают.
* Я почти плохой, когда меня осуждают или не одобряют.
* Надо делать только то, что будут одобрять, а лучше хвалить.
* Выражать свое мнение нельзя, если оно не совпадет с мнением окружающих, меня не похвалят или осудят.
* Если я буду отвечать на уроке, я могу что-то забыть и не буду хорошим, потому что мне поставят плохую оценку.

Что делать?

Контекст ситуации для ребенка такой, в котором он нарушил правила, а это значит - он плохой. Обсудите ситуацию, дайте другой контекст, в котором, несмотря на то что он нарушил правила, он не плохой.

Разберите ситуацию с разных сторон. Посмотрите на нее глазами педагога, девочки, родителей, одноклассников и т.д. Покажите, что несмотря на то, что учитель поругал и осуждает, другие могут одобрять и хвалить за такой поступок.

Посмотрите с ребенком Гарри Поттера и обсудите: какие правила Гарри соблюдал; где и какие правила нарушал; к чему это привело.

Если вы смотрели «Гарри Поттера», то знаете, что из фильма в фильм, он нарушает правила, но в конце фильма всегда Happy End. Наверное, он как-то правильно это делает.

Все это можно обсудить с ребенком.

Далее ориентир для родителей, о том, как и почему правила можно и нужно нарушать.

Когда можно нарушать правила

Правила из книги Джордана Питерсона «За гранью порядка».

* Соблюдайте правила - за исключением тех случаев, когда они противоречат цели самих этих правил, в таком случае рискуйте и идите вопреки общепринятому.

Например, с 12 до 13 тихий час, дети должны лежать в кровати и спать. Вставать, гулять, уходить никуда ни в коем случае нельзя. Цель: отдых и безопасность. Но если пожар, это правило надо нарушить.

* Следуйте правилам, пока не станете их ярчайшим воплощением, но нарушайте их, когда они становятся самым большим препятствием на пути к главной добродетели.

Например, в истории со стулом, Артем, сам того не ведая, нарушил правило ради добродетели, быть хорошим человеком и помогать людям.

В заключении

Вот такой маленький инцидент для ребенка может иметь большие последствия - как взмах крыла бабочки на одном конце земного шара может вызвать ураган на другом.

Если вы испытываете сложности в воспитании ребенка, буду рад вам помочь.

Записывайтесь на консультацию

Автор: Кузьмин Евгений Сергеевич
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru