Мы пытаемся под микроскопом исследовать их странные ошибки в тетрадях, и на микроуровне что-то там с этим порешать - тут вставить, там подписать, тут зачеркнуть... А их просто надо в поле, холмы и овраги...
Иногда, в моменты профессиональной депрессии (бывает, бывает), у меня возникает желание сменить сферу деятельности. Нет, не из логопедов в бухгалтеры, разумеется. А в какую-нибудь другую специализацию.
Сценическая речь, например - прекрасная же тема, и успешный успех в отличие от моей теперешней направленности, в которой мы все верим в худшее и надеемся на лучшее. История не отрицания-гнева и далее по пунктам, а было хорошо и будет ещё лучше. В конце пути нас ждёт не просто приближение хотя бы к низкоуровневой норме, а сплошные крутые проекты, восхищённые деловые партнёры, и деньги, деньги рекой разумеется. И у клиентов, и у меня. Ну красота же. И нет вот этого вот червячка "у инвалидов отбираю". Заниматься сценической речью идут из точки избытка, а не безысходности.
Или, вот, нарушения письменной речи и всевозможные другие трудности обучения. С другими кстати обращаются, консультирую. Не сидит, не стоит, не отвечает, не дружит, орет, дерётся... А дисграфии-дислексии нет, не беру. А почему нет? Может начать брать?! Был школьник неуспешный, стал школьник успешный, ну красота же? Наверное, красота. Опять же, онлайн можно, проконсультировал, и вперёд, домашку делать самостоятельно, большой уже и привычный. Работа мечты. Вот только добиваться этой красоты мне хочется не с той точки, с которой некрасота возникает.
Вот, например, мой любимый вид дисграфии, оптико-пространственная. Или регуляторная, та самая, которой нет в логопедической классификации и, значит, вроде бы нет вообще. А ребенки такие есть. Что бы мне с ними не работать?
А не хочу я работать со следствием. Со следствием того образа жизни, которым эти ребенки живут. Без свободного освоения пространства с раннего младенчества и далее (оптика), без игры с правилами (регуляция). Мы пытаемся под микроскопом исследовать их странные ошибки в тетрадях, и на микроуровне что-то там с этим порешать - тут вставить, там подписать, тут зачеркнуть... А их просто надо в поле, холмы и овраги. Змея запускать, в городки играть, из лука стрелять. Каждый день, с утра до вечера. Надо было. Прежде чем жить в пространстве листа бумаги, надо было жить в пространстве вообще. Сейчас поздно уже, пора за партой сидеть, а базы нет. Ни у кого нет сейчас, такой вокруг нас мир. Кому-то плюс-минус удалось скомпенсироваться, кому-то нет. И вот это вот отсутствие основы пытаться отрихтовать пособиями, лепить фигуру, пустую внутри - ну не хочу я. В школьном возрасте ничего другого нам уже не остаётся. А чтобы в дошкольном базу сделать - ресурс нужен посильнее моего. Подготовку к школе в полях и лесах забабахать. И начальную школу там же.
Есть, кстати, люди, которые это делают, жаль далековато. И жаль, что основная масса на такую подготовку к школе и в такую школу детей не отдаст, слишком это непривычно и странно.
И опасно, опять же, а ну потеряется ребенок в лесу-то? Ну и дорого, опять же, это двести лет назад поле, лес и змей бесплатными были, сейчас бесплатна парта, а лес дорогого стоит. Нет. Не хочу пихать в прокрустово ложе школы, не меняя само ложе. Человек-то нормальный. Условия неподходящие. Адаптировать дельфина к счастливой жизни в бассейне три на три, вот что такое это ваша борьба со школьными трудностями. Создавать их не надо, вот что. Не хочу в соучастники.
Как-то так. Поэтому останусь я, пожалуй, со своим ранним возрастом, всеми плюсами его и минусами. С подводными камнями, которые мне были в этой специализации не сразу очевидны, основной из которых - ну неплохо бы пять раз в неделю со специалистом-то. Не то чтобы неплохо, а вот прямо очень надо. Но родители не олигархи, а я не готова умереть на работе.
И вот сижу и думаю, а честно ли вообще с такими исходными даже приступать? Не знаю. На некоторых своих учеников смотрю и решительно утверждаю - да, стоит! Не будь наших встреч хотя бы два-три раза в неделю, не было бы этого прогресса. Ну да, можно сесть на самолёт и рвануть ещё быстрее, но и автобус лучше, чем пешочком. Сам этот ребенок мог только пешочком, а я не самолёт, но хоть что-то. А на других некоторых смотрю - и в эту самую депрессию и впадаю. Что со мной, что без меня. Ну, чему-то там научился, но скорость пешая - может и сам бы так мог? Или сам просто лежал бы?
Что же меня держит именно в этой точке, именно с детьми маленькими, с детьми сложными, не говорящими, не понимающими... Наверное, пожалуй, именно мысль что уж с ними я точно делаю - как надо.
Из неестественного веду в естественное. Из самоуглубления в социальное взаимодействие. Знаю дорогу и могу ее хотя бы показать, а если повезёт, провести за ручку. Не шлифую пустоту, а наполняю изнутри. Как это делать - рассказываю на курсе, у кого дети маленькие, и у кого сложности - присоединяйтесь к мартовскому потоку, верную дорогу тоже знать будете, и как на нее выйти из тупика - тоже.
Ну а скорость уже у кого как получится. А следующий свой курс я пишу про то, как на верную дорогу в самом начале встать. Как сделать так, чтобы врождённые проблемы максимально скомпенсировать, а приобретенных не обрести. Ждите анонса.
Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-специалист.
Курс "Диагностика и коррекция нарушений развития" тут