Найти тему

Борьба РКСМ со скаутами в Ярославской губернии, 1922-1923 гг. «Организационные формы были нащупаны правильно »

Уже 24 июня 1922 г. бюро ярославского губкома комсомола постановило: «скаутские организации раскассировать, организуя дружины «юных пионеров. 29 июня бюро губкома комсомола направило в ЦК РКСМ письмо, в котором писало, что ярославских скаутмастеров комсомол перетянул на свою сторону, и в связи с этим просит срочно выслать для них московскую декларацию скаутмастеров от 14-17 мая . 31 августа 1922 г. 1-й горрайком Ярославля отмечал, что в местной организации скаутов «слишком много буржуазного элемента», который нужно вычистить в соответствии с анкетами (анкеты должны были быть согласованы с всевобучем).

Ярославским губкомом РКСМ решение о создании при политпросветотделе Бюро детских групп было принято 4 октября 1922 г. Тогда же было решено удалить из пионерских отрядов всех детей старше 14 лет, найти для пионерских отрядов шефа и помещения, провести реорганизацию дружины скаутов, а перед скаутмастерами «поставить вопрос об их дальнейшей работе: или работа с РКСМ или быть «безработными». Первое заседание ярославского Бюро детских групп состоялось 28 ноября 1922 г. , на следующий год эта дата была объявлена ежегодным праздником юных пионеров губернии. Однако следует заметить, что в Центре документации новейшей истории Ярославской области сохранились протоколы заседаний пионерской дружины Ярославля за ноябрь-декабрь 1922 г. Из них следует, что пионеры готовились праздновать трёхлетие своей дружины (то есть вели отчёт своей деятельности не с 1922 г., а с конца 1919 г., когда, видимо, была создана юк-скаутская дружина Ярославля ).

X ярославский губернский съезд РКСМ 3 декабря 1922 г. довольно много внимания уделил детскому движению, констатировав, что есть 5-6 человек надёжных руководителей из числа бывших скаутмастеров, надо создать несколько учебных патрулей для подготовки руководителей детского движения, используя для этого комсомольцев до 16 лет, «надо разогнать» ростовских, даниловских и «ярославского уезда» скаутов, причем «можно действовать административным порядком». Как указывалось на этом съезде, организация детского движения развивалась на месте закрытых скаутских отрядов, пионерское ядро на тот момент составляло 200 человек. Тут же отмечалась проблема с кадрами и помещениями, подчёркивалось, что «на местах ещё не понимают важности детского движения ». 18 декабря 1922 г. на заседании бюро губкома комсомола Д.Лавров доложил о проделанной работе: по его словам, прошла реорганизация скаутов в пионеры, организован отряд при «Красном перекопе », наладилась работа пионерского штаба, Губоно отпускает на пионерскую работу 300 млн. рублей, проводится шефство над пионерами (шефом стал ярославский Отдел социального обеспечения (страхования) ). 30 декабря 1922 г. Бюро детских групп постановило назначить день открытия ярославской дружины юных пионеров на 1 января 1923 г., утвердило старшим скаутмастером пионерского движения Леонида Клокова, скаутмастером Владимира Галактионова, а также произвело в младшие скаутмастера Моисеева, Жакова, Чернову, Гафиновича и Боброву, причём последние должны были быть утверждены в 1923 г. в «день первого костра», а до этого времени зарекомендовать себя в работе по пионерскому движению . Как мы видим, несмотря на то, что скаутская организация в Ярославле стала пионерской, ещё в декабре 1922 г. руководители называются по-старому – скаутмастерами. В то же время было отказано в создании пионерского отряда мальчиков при школе им. Карла Маркса в Ярославле, из-за непролетарского происхождения большинства детей этого отряда, начальнику ярославской дружины предложили организовать отряд при какой-нибудь фабрике .

1 января 1923 г. ярославское губернское бюро детских групп отчиталось перед губкомом РКП(б) о том, что чистка бывших скаутских отрядов проведена, из городского скаутского отряда вычищено 50% его членов, а оставшиеся 50% составляют главным образом руководители, с непролетарским происхождением, которые «пока являлись незаменимыми кадрами детского движения, так как знали скаутскую систему работы»
. Бюро констатировался факт создания учебных комсомольских патрулей для подготовки будущих руководителей . В этом же отчете приводятся статистические данные: на 1 января 1923 г. в городе Ярославле было 8 отрядов, в них «состояло утверждёнными» 255 пионеров, в том числе 158 дети рабочих, 64 – служащих, 18 – торговцев, 12 – ремесленников, крестьян – 1, сирот – 2 . Как видно из этих цифр, дети рабочих составляли более 60%. Интересно, что губком РКП(б) отреагировал спокойно и не принял мер, но губком комсомола счёл такую статистику неприемлемой, и на своём заседании 20 января принял следующие решения:
1. «Временно прекратить приём непролетарских детей ».
2. Не организовывать группы, патрули или отряды юных пионеров без санкции Бюро детских групп и местной организации РКСМ .
3. Усилить политическую составляющую работы: каждая группа детей теперь должна была выбрать известного деятеля (Ленина, Луначарского, Спартака и т.п.) и подробно изучить его биографию .
Такое направление деятельности губкома РКСМ и Бюро детских групп Яро-славля были высоко оценены Центральным Бюро детских групп. Оно особо подчеркнуло в принятом циркуляре, что в Ярославле
«организационные формы были нащупаны правильно », тогда же был отмечен «уклон» (во всей стране): только формальное переименование скаутов в пионеры и продолжение скаутской работы под личиной пионерской .
В Ярославской губернии имело место противостояние Бюро детских групп и
ростовской дружины скаутов, которая не хотела работать «по-пионерски», хотя в начале 1923 г. самопереименовалась в «пионеров». Бюро детских групп, хотя и вело поначалу с ростовскими скаутами переговоры по этому поводу, не утвердило такой «пионерский» отряд (а впоследствии отмечало по этому поводу, что в Ростове скауты «не желали сдаваться без боя и вели опасную линию» ). Затем Губбюро информировало, что ростовская дружина скаутов была «совершенно не согласна с введёнными коммунистическими принципами в систему скаутинг» и Губбюро приняло решение о её роспуске, однако ростовские скауты этому решению не подчинились . В итоге Бюро детских групп пошло на радикальные меры: 23 марта 1923 г. им было принято решение о фильтрации ростовской дружины скаутов, из неё исключили 30 человек, оставили 20. Затем в созданный на её базе пионерский отряд было принято 34 человека, а отказано 4 . Фильтрация скаутов непрерывно шла и в уже существовавших отрядах, что приводило к падению их численности. Так, в Ярославле из-за фильтровки пионерских отрядов (бывших скаутских) численность пионеров с 1 января по 1 мая 1923 г. упала с 255 пионеров до 129, а количество отрядов в городе уменьшилось с 8 до 4 .