Найти тему
Евгений Барханов

Вас четверо, я один. Посчитаемся!

Среди обломков машины лежали четыре трупа. На шее одного летчика, вероятно стрелка, видна рана: пуля прошла навылет. Командиром экипажа оказался офицер, награжденный «железным крестом».

Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали. И те, затаённые обиды, запертые в пыльных шкафах на западе, передаются с генами потомкам. Теперь они ищут реванша сегодня...

Сегодня, поднимая тему героев Великой Отечественной войны, мы помогаем не только воскресить их подвиги, мы слышим их голоса. Мы чувствуем запах пороха и горелого моторного масла. Кровь.

Легко судить о том, что было с позиции прошедшего времени, всё кажется ясным, легко и отчётливо разбираются просчёты, но как видит это время корреспондент здесь и сейчас - сегодня представляется удивительным. Он вкладывает живые камни строк в стену "плача", любви и ненависти.

Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 8 августа 1941 г., пятница:

Талалихин Виктор Васильевич, советский военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка.
Талалихин Виктор Васильевич, советский военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка.

Как я протаранил немецкий самолет под Москвой

Рассказ летчика-истребителя В. Талалихина

Во время налета немецких самолетов на Москву в ночь с 6 на 7 августа летчик-истребитель младший лейтенант В. Талалихин протаранил фашистский бомбардировщик, а сам спасся на парашюте. Вчера летчик-орденоносец посетил редакцию «Красной звезды» и рассказал некоторые подробности этого воздушного поединка.

— Немецкий самолет был замечен на высоте 4.500 метров в районе деревни Н. Мне приказали перехватить врага, и я немедленно вылетел наперерез ему. Вскоре я увидел слева от себя вражескую машину. Запас скорости у меня был очень большой и я свободно настиг фашистского стервятника. Приходилось даже убавлять газ, чтобы не обогнать немца, хотя он, как говорят у нас, «летел на всю железку». Потом я зашел неприятелю в хвост и первой же пулеметной очередью повредил правый мотор. Бомбардировщик развернулся и бросился наутек от Москвы.

Талалихин Виктор Васильевич. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза лётчику-истребителю младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу» от 8 августа 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза.
Талалихин Виктор Васильевич. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза лётчику-истребителю младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу» от 8 августа 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза.

Преследуя уходящий самолет, я расстреливал его из пулемета. Но, видно, «беглец» был из опытных. Он упорно увертывался от огня и шел вперед, хотя и со снижением. К этому времени у меня кончились боеприпасы. Принимаю решение: таранить. Стараюсь подойти к немцу поближе и винтом отрубить ему хвост. Когда до врага осталось метров 10—15, из хвостовой точки неприятельского самолета засверкала пулеметная очередь. Пули пролетели с правой стороны кабины, обожгли руку. Тогда я со злостью сказал себе: «Вас четверо, я один. Посчитаемся». Дал газ и врезался в фашистский самолет.

От удара мой самолет перевернулся на спину. Надо прыгать. Высота 2.500 метров. Выбираюсь из кабины с парашютом, делаю затяжку на 800—900 метров. Ясно слышу гул своего самолета, пролетающего мимо меня. Когда парашют раскрылся, я увидел горящий бомбардировщик противника, устремившийся к земле. Приземлился я удачно, и первое, что захотелось узнать,— который сейчас час. Всматриваюсь в циферблат своих часов. Оказывается, при ударе они остановились. Стрелки показывают 23 часа 28 минут. Деревня, возле которой я опустился, находится в 35 километрах от Москвы. Колхозники по-братски встретили меня: быстро перевязали руку, переодели, напоили молоком и помогли добраться до ближайшей воинской части.

Талалихин Виктор Васильевич погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Был похоронен в колумбарии Донского кладбища, в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах был перенесён и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка.
Талалихин Виктор Васильевич погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Был похоронен в колумбарии Донского кладбища, в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах был перенесён и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка.

После небольшого отдыха поехали в месту падения немецкого бомбардировщика. Среди обломков машины лежали четыре трупа. На шее одного летчика, вероятно стрелка, видна рана: пуля прошла навылет. Командиром экипажа оказался офицер, награжденный «железным крестом» за польскую кампанию 1939 года и особым отличительным знаком за Нарвик. Мы нашли в кабине самолета план Москвы, личные документы экипажа, оружие, взятое на случай обороны при вынужденной посадке, — парабеллумы, браунинги, ножи. Немцам не удалось сбросить свой смертоносный груз на Москву. На месте падения самолета «Хейнкель111» мы обнаружили много зажигательных бомб.

-4

Заканчивая беседу, младший лейтенант Талалихин сказал:

— Москва — мой родной город. Здесь я вырос, здесь работал на мясокомбинате, отсюда в 1938 году уехал в школу пилотов. Москва дала мне, двадцатитрехлетнему рабочему парню, грозное боевое оружие, и я горжусь, что мне выпала честь вместе с другими летчиками стоять на страже любимой столицы.

-5
-6
Брат Героя Виктор Талалихина — старший лейтенант Николай Талалихин — воевал в должности командира звена в 118-м морском ближнеразведывательном авиационном полку ВВС Северного флота и 11 июля 1941 года не вернулся из боевого вылета. В 2000-х годах было найдено место падения сбитого немецким истребителем гидросамолёта ГСТ, внутри разбитой машины обнаружены останки двух членов экипажа. Один из них был идентифицирован как Н. Талалихин и захоронен с воинскими почестями в 2020 году в Мурманской области на мемориальном комплексе Долина Славы.
Брат Героя Виктор Талалихина — старший лейтенант Николай Талалихин — воевал в должности командира звена в 118-м морском ближнеразведывательном авиационном полку ВВС Северного флота и 11 июля 1941 года не вернулся из боевого вылета. В 2000-х годах было найдено место падения сбитого немецким истребителем гидросамолёта ГСТ, внутри разбитой машины обнаружены останки двух членов экипажа. Один из них был идентифицирован как Н. Талалихин и захоронен с воинскими почестями в 2020 году в Мурманской области на мемориальном комплексе Долина Славы.