На волне успеха фильма "Чебурашка" составители варианта ЕГЭ решили вспомнить о первоисточнике и включили фрагмент текста в КИМ.
Вообще текст, почти полностью представляющий собой диалог, не лучший вариант для написания сочинения. Но если он встретится, то с ним тоже надо уметь работать.
Вот это фрагмент:
На следующий вечер посетителей в Доме дружбы принимала Галя, а Гена и Чебурашка сидели в сторонке и играли в лото. (2)В дверь резко позвонили, и на пороге появился мальчишка. (3)Он был бы совсем обыкновенным, этот мальчишка, если бы он не был необыкновенно растрёпанным и чумазым.
(4)— Здесь дают друзей? — спросил он, не поздоровавшись.
(5)— Не дают, а подбирают, — поправила Галя.
(6)— Это всё равно. (7)Главное, здесь или не здесь?
(8)— Здесь, здесь, — успокоила его девочка.
(9)— А какого друга тебе надо? — вмешался крокодил.
(10)— Мне надо, мне надо… — сказал мальчишка, и его глаза заблестели. (11) — Мне надо… двоечника!
(12)— Какого двоечника?
(13)— Круглого.
(14)— А зачем тебе круглый двоечник?
(15)— Как — зачем? (16)Вот мне мама скажет: «Опять у тебя шесть двоек в табеле!», а я отвечу: «Подумаешь, шесть! (17)А вот у одного моего приятеля целых восемь!». (18)Понятно?
(19)— Понятно, — сказал крокодил. (20)— И хорошо бы он был ещё драчун?!
(21)— Зачем же? — спросил мальчишка.
(22)— Как — зачем? (23)Ты придёшь домой, а мама скажет: «Опять у тебя шишка на лбу!», а ты ответишь: «Подумаешь, шишка! (24)Вот у одного моего товарища целых четыре шишки!».
(25)— Правильно! — весело закричал мальчишка, с уважением посмотрев на крокодила. (26)— И ещё надо бы, чтобы он хорошо стрелял из рогатки. (27)Мне скажут: «Опять ты разбил чужое окно?», а я скажу: «Подумаешь, окно! (28)Вот мой товарищ два окна разбил!». (29)Верно я говорю?
(30)— Верно, — поддержал его Гена.
(31)— Потом ещё нужно, чтобы он был хорошо воспитан.
(32)— Зачем? — спросила Галя.
(33)— Как — зачем? (34)Мне мама не разрешает дружить с плохими ребятами.
(35)— Ну что ж, — сказала Галя, — если я правильно вас поняла, вам нужен хорошо воспитанный двоечник и безобразник.
(36)— Вот именно, — подтвердил мальчик.
(37)— Тогда вам придётся подойти завтра. (38)Попробуем для вас что-нибудь подобрать.
(39)После этого чумазый посетитель с достоинством удалился. (40)Разумеется, не попрощавшись.
(41)— Как же нам поступить? — спросила Галя. (42) — Мне кажется, мы должны подобрать ему не безобразника, а, наоборот, хорошего мальчика. (43)Чтобы его исправить.
(44)— Нет, — возразил Гена. (45)— Мы должны подобрать ему то, что он просит. (46)Иначе это будет обман. (47)А я не так воспитан.
(48)— Совершенно верно, — сказал Чебурашка. (49)— Надо подобрать ему то, что он хочет. (50)Чтобы ребёнок не плакал!
(51)— Хорошо, — согласилась Галя. (52)— А кто из вас возьмётся за это дело?
(53)— Я возьмусь! — заявил Чебурашка. (54)Он всегда старался браться за трудные дела.
(55)— И я возьмусь! — сказал крокодил. (56)Ему просто очень хотелось помочь Чебурашке.
(Э. Н. Успенский*)
*Эдуард Николаевич Успенский (1937 ––2018) — советский и российский писатель, автор детских книг, драматург, сценарист, телеведущий.
Итак, имеем довольно-таки небольшой фрагмент произведения, где ключевым словом является "дружба": действие происходит в Доме дружбы, Галя, Гена и Чебурашка - друзья, безымянный мальчик тоже приходит, чтобы ему дали друга. Очевидно, что проблема будет связана именно с дружбой. Проще всего сформулировать ее вопросом: что такое дружба? Чем настоящая дружба отличается от ложной? Какие качества отличают настоящую дружбу? Что-то в этом духе. Само собой, что вопрос нужно выбрать только один.
Что по комментарию? Мне кажется, что здесь возможен только один вариант: противопоставить Гену и Чебурашку, которые пытались друг другу помочь, и мальчика, которому друг был нужен только для того, чтобы повесить на него все свои косяки, на его фоне лучше выглядеть (чтобы был тот, на кого он может переложить ответственность за свои проступки).
Цитировать придется вразнобой: если для Гены с Чебурашкой можно взять предложения, которые стоят рядом (53-56 предложения), то для мальчика и его отношения к дружбе я бы взяла что-то из 11, 16 и 17 (может, даже не цитатой, а пересказом).
Как цитировать диалог ни Лопатин, ни Розенталь конкретных правил не дают, на моей любимой Грамоте.ру тоже ничего подобного. Коллеги рекомендуют вариант, который приведу ниже.
Автор объясняет, почему Гена захотел заняться подбором друга для мальчика: "— И я возьмусь! — сказал крокодил. (56)Ему просто очень хотелось помочь Чебурашке". Точку всегда ставим после кавычек.
Ну, а уж после того как примеры приведены и выявлена/проанализирована связь между ними, можно переходить к авторской позиции. Для нее, кстати, полезно было бы вспомнить что-нибудь из изложений про дружбу, которые писались на ОГЭ. Но в целом и так понятно, что дружба должна проявляться в поступках и что в ней нет места личной выгоде и эгоизму.
На мой взгляд, текст не особенно сложный для написания сочинения, примерно 6/10.
Не так страшен ЕГЭ, как подготовка к нему!