Я так распиарила свой любимый город, что в комментариях читатели стали собираться в Саратов и спрашивать, в каком отеле лучше остановиться. И тут я стала в тупик. Мало того, что у меня есть жильё в Саратове, так тут ещё живут мои братья-сестры-тëтушки и вопрос, где переночевать в Саратове, никогда передо мной не стоял. И я стала думать, какую гостиницу порекомендовать. Первое, что пришло на ум, это конечно же гостиница "Волга", расположенная на центральной пешеходной улице города, проспекте Кирова.
История этого здания, признанного наследием федерального значения, уходит в начало 20 века. С середины 19 столетия здесь располагалась низкая, приземистая, деревенская помещичья усадьба князя Куткина. В 1911 году эту землю выкупает купец 1 гильдии Тихомиров и планирует построить 5-этажный доходный дом с театром во дворе. Но городская Дума не дала разрешение, посчитав, что доходных домов на Немецкой улице предостаточно, а вот гостиница бы в центре города была не лишней.
В итоге начинается строительство фешенебельной 5-этажной гостиницы на 200 номеров. Архитектором здания стал Семëн Акимович Каллистратов, подаривший нашему городу современный облик консерватории и Дом губернского казначейства, ныне Дом профсоюзов.
Каллистратов учился в Швейцарии и оттуда привёз непривычный саратовскому взгляду стиль арт-деко. Здание имело открытый в виде галереи четвёртый этаж, а мансардный пятый был покрыт двускатными навесами из кровельного железа.
На пилонах, придающих зданию вытянутый вверх вид и сейчас располагаются скульптуры рыцарей с мечами и коленопреклоненных юношей. По задумке архитектора, рыцари охраняют покой постояльцев, а юноши - посыльные готовы исполнить любое поручение.
Очень жаль, что на месте нынешних цинковых вёдер на крыше здания не сохранились башенки с витражными разноцветными окошками и головами сфинксов. Их убрали в 1932 году, почему-то посчитав неприличными.
В 1914 году началась первая мировая война, дико подорожали стройматериалы, из-за мобилизации возникла нехватка рабочих рук. Тихомиров понимает, что не вытягивает проект и пытается продать недостроенную гостиницу. Покупателей не нашлось, и купец объединился на паях с тремя богатыми промышленниками Саратова и достраивает-таки здание. Гостиница получила название "Астория", как бы намекая на роскошную московскую тёзку, а та, в свою очередь, была названа в подражание известной сети нью-йоркских отелей, принадлежавших двоюродным братьям по фамилии Астор.
Гостиница открыла двери для первых постояльцев в январе 1917 года, вот только вместо 200 номеров было отделано 83, а общественные пространства так и остались незавершёнными, но уже в ноябре была национализирована и в ней разместился совнархоз.
В 1925 году гостинице вернули её изначальное предназначение, а в 1956 году дали новое имя "Волга".
В 1960 году появился безумный план пристроить к "Волге" 8-этажную пристройку из стекла и бетона в виде куба, но, к счастью, прекрасное здание не было изуродовано.
В 90-ые годы гостиницу приватизировали сразу несколько хозяев, но никто из них даже не попытался вложить в неё хоть чуточку денег. "Волга", недостроенная изначально, постепенно ветшала. Я несколько раз бывала в ней внутри, в основном в конференц-зале, на различных образовательных мероприятиях и, надо сказать, внутри здание производит удручающее впечатление. Протëкшие потолки, рассохшиеся окна, вздыбившийся волнами линолеум поверх скрипучего старинного паркета и запах! О, этот запах прокисших щей, дихлофоса и мокрого ковра! Он так знаком мне по коммуналкам. Я называю его "запах бедности".
Сейчас при содействии Вячеслава Володина идёт процесс национализации гостиницы, и мне бы очень хотелось, что бы её привели в вид, который она заслуживает, и что бы в ней обязательно был номер "Маяковский".
Дело в том, что Владимир Владимирович трижды приезжал в Саратов, и в один из приездов в январе 1927 года жил в "Астории" 6 дней.
В свой первый визит в Саратов поэт проводил диспуты с комсомольцами,и речь зашла о красном терроре. Маяковский говорил о ценности жизни всякого человека, а одна из агрессивно настроенных барышень рьяно ратовала за расстрел несогласных. В пылу дебатов, упрекая поэта за мягкотелость, комсомолка ажитированно заявила:" Вы не мужчин! Вы - облако! Облако в штанах! "
Эти слова зацепили Маяковского и позже он напишет поэму "Облако в штанах".
Во второй приезд поэта в наш город на встрече с читателями речь зашла о ликвидации безграмотности. В качестве примера необразованности Маяковский достал из широких штанин трамвайный билет и сказал :" Вот видите, на билете написано :" туда и оттудова ", а грамотно надо написать " туда и обратно", и что бы саратовцы запомнили, как правильно, я напишу книгу и назову её " Туда и обратно ". И действительно, написал о своих поездках книгу с таким названием.
Но саратовцы люди упрямые, поэтому мы до сих пор говорим : "Туда и оттудова".
В последний свой визит в Саратов Маяковский сильно простыл и из-за болезни практически не выходил из номера гостиницы «Астория». А напротив нее, на противоположной стороне улицы, стояла деревянная будка фотографии, которая называлась «Теремок»( сейчас на этом месте кондитерский магазин "Теремок"). Маясь от болезни, поэт взял карандаш и написал стихотворение:
Не то грипп,
Не то инфлюэнца,
Температура
ниже рыб.
Ноги тянет.
Руки ленятся.
Лежу.
Единственное видеть мог:
Напротив — окошко
в складках холстика —
«Фотография Теремок,
Г. Мальков и М. Толстиков».
И там же, в номере "Астории" родился его пронзительный вопрос :" Зачем же я
Появился на свет -
Такой большой
И никому не нужный? "
Вот такая гостиница есть у нас в Саратове. Есть на проспекте и другие постоялые дворы с безумно интересными историями. Гостили в этих домах и Александр Дюма, и батька Махно, и прототип Остапа Бендера - Бендер Андрей, и товарищ Бауман печатал газету " Искра" в номерах "Европы".
А в одной из этих гостиниц даже жила золотая рыбка, исполняющая желания. Я непременно расскажу и об этих зданиях. Но все они сейчас в таком дурном состоянии, что лучше, наверное, останавливаться в частных мини-отелях, благо, их много в центре города. Пусть без исторического прошлого, но, по крайней мере, кусок штукатурки не рухнет на голову.
А в ваших городах есть гостиницы с историями?