“Чебурашка” - очень неоднозначный фильм, способный прокатить вас на эмоциональных горках, пользующийся читерскими ходами, после которых сложно остаться равнодушным.
Дальше мысль я разверну, но в начале выскажусь относительно ремейков, адаптаций и использования историй из детства нескольких поколений. Отношусь к этому спокойно. Меня не коробят продолжение “Иронии судьбы”, новое “Простоквашино”, “Умка” и прочее. Наличие других альтернативных версий никак не меняют моё отношение к оригиналам. Не меняет и не оскорбляет. Я вообще не понимаю, почему кого-то может оскорбить, н-р, продолжение “Простоквашино”. Старые мультики никто не запрещает. А новые можно попробовать и, если не нравится, не смотреть. Это же так просто! При этом попытки адаптировать истории для современного зрителя - тоже нормальный процесс. Да, чаще всего выходит паразитирование ради заработка. Но это не значит, что адаптировать не стоит. Почти всем ведь нравятся “Фиксики”? А все помнят, что это адаптация “Гарантийных человечков”?
Так вот, “Чебурашка”, на мой взгляд, вполне себе неплохая и, что важно, смотрибельная попытка переизобрести персонажа и историю, относящаяся к первоисточнику довольно-таки уважительно.
Моя первая реакция на трейлер была негативной, потому что идея в вакууме казалась неудачной, но, как оказалось, всё не так плохо.
С первых минут для зрителя стараются создать уютную, тёплую и сказочную атмосферу. Солнечные летние пейзажи, сочная зелень, апельсины, милый городок, думающий, что он находится в России и застрявший в безвременье. Гармаш в роли Геннадия (или Уве), постоянно ворчащий и живущий в домике Муми-Троллей. Чебурашка, в конце концов. Да, нарисован он плохонько. И я тут не про детализацию, а скорее про анимацию - персонаж почти всегда плохо сочетается с фоном, а его движения выглядят дёрганными. Но сам образ и характер героя получились приятными и милыми.
Самым частым и очевидным сравнением для современного Чебурашки является дилогия про Паддингтона. Я даже читал мнения, что Чебурашка лучше. Ну, как бы вам сказать. Эти фильмы всё-таки из разных категорий. Паддингтон (обе части) - отличные примеры развлекательных семейных фильмов, которые умело балансируют между сказочным абсурдом и реальностью. Большая часть происходящего кажется вполне логичной в заданных условиях. В “Чебурашке” такого нет. Особенно это видно по первой половине фильма: вместо чёткого и линейного нарратива мы получаем набор плохо связанных между собой скетчей. Сами по себе они неплохи, просто история получается рваной. Но, если Паддингтон (по крайней мере в первой части) чуть проседает по динамике ближе к концу, то Чебурашка наоборот набирает обороты, вытаскивая из рукава все козыри, какие только возможны. Начинается такая драма, что ух. И вроде история не сложная, но я ревел. Я вообще всегда крайне эмоционален, когда слышу песню “Там нет меня”, а тут ещё и сюжет с видеорядом такой, что…
В общем, финал - это читерство, которое, с одной стороны даёт фильму неожиданную глубину и выделяет его на фоне многих поделок на тему ностальгии. С другой стороны, подобный накал страстей кажется чрезмерным для такого рода фильмов. Маленькие дети либо не понимают, что происходит на экране, либо начинают плакать вместе с родителями. У родителей примерно те же реакции. Но немного не такого катарсиса ожидаешь от фильма про Чебурашку, который идёт в новогодние каникулы.
Шаг читерский, смелый, и, кажется, всё-таки сыгравший на кассу.
Хоть история выглядит законченной, но наличие продолжения будет логичным. Его не нужно высасывать из пальца. Как минимум напрашивается приквел - надо же рассказать, откуда взялось это чудное, умное, но милое и доброе создание.
Статьи по теме на КмиК:
За что все любят "Приключения Паддингтона"?
История медвежонка Паддингтона