Проблема заполняющей пространство тёмной материи является одной из наиболее актуальных в современной науке. Однако, в астрофизике и науке популярной она понимается по-разному. В первом случае речь идёт о загадке состава тёмной материи, ибо частицы её образующие пока не идентифицированы, о свойствах же их, как и о происхождении вимпов, теория ничего внятного сказать не может. В случае же науки популярной, проблема в необходимости объяснить, почему сомнений в существовании тёмной материи, — как и в её отличных от обычной адронной материи свойствах, — у науки нет. Научна ли уверенность в невидимом?
...Если бы тёмную материю не было видно с неумолимой отчётливостью, — исключающей сомнения в реальности предмета, — никакой речи о ней бы и не было. Однако, тёмную материю видно, — хотя и не в оптическом спектре, — но вполне традиционным путём. По гравитационному воздействию на видимые объекты. Сначала она выдала себя влияя на движение галактик в составе скоплений, а потом и звёзд в галактиках. Многие объекты во вселенной, — чёрные дыры, например, — могут наблюдаться только так.
И этот метод не нов ни разу. Ещё в XIX веке Нептун был обнаружен по гравитационному следу. Если бы после этого его не удалось увидеть в телескоп, это означало бы лишь, что речь об объекте не излучающем.
Второй иногда возникающий у аудитории вопрос, почему, если чёрные дыры тоже видно лишь в «гравитационном спектре», не предположить, что 1000% избыток вещества в галактиках это именно чёрные дыры или что-то другое привычное… Но не нужно думать, что астрофизикам не приходила такая мысль и даже такой соблазн. Варианты с обычным веществом, естественно, были рассмотрены в первую очередь. И отброшены. Именно, как избыточно сложные. Ведь появление такого количества, — допустим, — чёрных дыр, — а также их отсутствие в окрестностях Солнца, — тоже требовали бы объяснения.