В середине января мы провели комплексный SEO-аудит 12 сайтов онлайн-аптек и интернет-магазинов товаров для здоровья! В выборку попали сайты из первых страниц поисковой выдачи Яндекс и Google по запросам, связанным с онлайн-аптеками и покупкой лекарств. Все сайты искали, географически находясь в Минске. Поэтому большая часть сайтов выборки принадлежат минским компаниям.
После подробного аудита был составлен рейтинг SEO-оптимизации сайтов. Ознакомьтесь с ним ниже
Стоит отметить, что рейтинг носит субъективный характер и описывает лишь SEO-характеристики сайтов в нише "Видеонаблюдение". Результаты аудита не имеют никакого отношения к деятельности компаний в целом, а отражают только их представление в интернете.
Для сравнения мы выбрали критерии: возраст домена, индексация, ссылочная масса, оптимизация тегов, микроразметка, репутация (карты), уникальность описаний, разработка (производительность сайта), юзабилити.
Сайт оценивали по каждому критерию, затем считали его суммарную оценку, взвешенную на коэффициент важности критерия. Максимальная оценка — 500 баллов.
Перед тем, как мы рассмотрим самые интересные результаты аудита, изучим онлайн-спрос в тематике аптек и товаров для здоровья. Для этого воспользуемся Яндекс.Вордстатом.
За последние два года спрос в Яндекс (а это только 20% поискового трафика) вырос на 11%, если сравнивать крайние месяцы (3,8 тыс. запросов VS 3,4 тыс. запросов). При этом он постоянно колеблется: то уменьшается, то повышается. Максимум был достигнут в марте 2022 года — 4,5 тыс. запросов.
Далее результаты аудита:
Возраст доменов
В среднем каждому сайту по 9,5 лет. При этом есть сайты совсем молодые, которым меньше 2−3 лет, и «возрастные» (от 10−12 лет).
Возраст не самый важный параметр, но, как показывает практика, у сайтов постарше больше ссылочная масса и больше страниц.
Что делать: Если ваш сайт относительно молод, то делайте больше усилий по SEO-оптимизации. Продвижение остальных сайтов тоже должно быть интенсивным — возраст не самый значимый фактор.
Индексация
Про индексацию есть две новости: хорошая и плохая. Первая, хорошая — у всех сайтов есть файлы Robots и Sitemap, которые важны для индексации. Вторая новость, плохая — у 83% сайтов есть дубли главной страницы. Т. е. велика вероятность, что дублируются и другие страницы сайтов, а это мешает корректному индексированию.
Что делать: Чтобы не было проблем с индексацией, следите, чтобы файлы Robots и Sitemap всегда были актуальными и на сайте не было дублей. Дубли можно удалять физически или скрывать от индексации в вышеупомянутых файлах. За это отвечает SEO-специалист.
Ссылочная масса
Больше, чем на половину сайтов (58%) ссылается до 100 доменов. А в среднем на один сайт ссылается 111 ресурсов и проставлена 271 внешняя ссылка.
Что делать: В линкбилдинге (наращивании ссылочной массы) есть два правила:
- Чем больше, тем лучше: постоянно наращивайте ссылочную массу. Но делайте это постепенно (начните с 1 ссылки в неделю для начала, после 4−5 недель добавляйте по 2 ссылки и т. д.);
- Отдавайте предпочтение качественным ресурсам — ставьте внешние ссылки на сайтах ваших и смежных тематик, известных посещаемых порталах, которым доверяют поисковики и пользователи.
Оптимизация тегов
Теги Title и Description, самые важные для SEO, считываются Яндексом и Google. Их текст учитывается при ранжировании, а также они выводятся в сниппетах (результатах поисковой выдачи). Поэтому тексты тегов должны содержать ключевые слова из семантики и быть не слишком длинными, и не слишком короткими, чтобы органично смотреться в сниппете.
По мнению наших SEO-специалистов оптимальная длина тегов: 50−100 символов для Title и 150−270 — для Description.
Теги прописываются на все страницы сайта. Для простоты сравнения мы смотрели их только на главных страницах респондентов выборки. У них же мы смотрели наличие заголовка H1. Важно, чтобы он был один на странице. Иногда он может выводится в сниппеты вместо тега Title.
В нашем аудите теги Title и Description оптимизированы у 33% м 67% сайтов соответственно. Заголовок Н1 (один на странице!) есть только у четверти респондентов.
Что делать: Пропишите теги и заголовки Н1 на все страницы сайта, которые должны видеть поисковые системы. Добавляйте в них ключевые слова и тематические Emoji.
Наличие микроразметки
Микроразметки Schema и OpenGraph есть у 17% и 67% сайтов.
Микроразметка делает ссылки на сайт более заметными, яркими и большими. Например, Schema выводит в сниппеты дополнительные элементы (которые вы размечаете): цены, адреса, оценки, изображения и т. д.
Что делать: Микроразметка внедряется в код. Поэтому, если хотите добавить её на ваш сайт (а мы рекомендуем это сделать), лучше обратитесь к вашему SEO-специалисту (подрядчику по SEO). Также можете обращаться к нам в Qmedia — мы всегда рады помочь!
Производительность сайтов
Производительность сайтов принято измерять в сервисе PageSpeed Insight от Google. После тестирования сайта сервис выдаёт результат в виде двух оценок для десктопной версии сайта и для мобильной.
Хорошим считается результат от 80 баллов, удовлетворительно — от 50 до 80. Всё, что ниже — плохой результат.
У 67% рассмотренных сайтов крайне низкая производительность на мобайле. Это неприемлемо, когда большая часть трафика мобильная.
Что делать: В первую очередь сожмите большие изображения для сайта. Так они будут меньше весить и быстрее грузиться. У нас есть статья об этом.
Также посмотрите, есть ли на сайте лишние плагины, от которых можно избавится, и проверьте всё ли в порядке с хостингом, хватает ли его.
Разработка и Usability
* ЧПУ — человеко понятный URL, который можно прочитать и понять, о чем страница.
** Номера, на которые можно кликнуть и сразу позвонить (не надо вручную набирать цифры).
*** Пользователь на сайте может выполнить понятное ему действие: купить товар (есть корзина), заказать лекарство, оставить контакты и т. д.
У 17% сайтов контакты не кликабельны, что может быть неудобным для посетителей сайтов. У такого же количества сайтов нет целевого действия.
Что делать: Пропишите вместе с вашим SEO-специалистом (подрядчиком) атрибут tel для всех номеров телефона на сайте. Также следите, чтобы все формы корректно работали и пользователи могли без проблем выполнить целевое действие.
Заключение
Нишу онлайн-аптек и магазинов товаров для здоровья можно назвать перспективной в SEO. У всех сайтов есть точки роста практически по каждому аспекту поискового продвижения.
Отдельно хочется отметить, что у всех сайтов либо отсутствует, либо слабая текстовая оптимизация. Другие проблемные точки: микроразметка, индексация, теги.
Используйте наши рекомендации и формируйте свою SEO-стратегию. А если хотите, чтобы мы продвинули ваш сайт в Яндекс и Google, обращайтесь к нам в Qmedia.by.