Найти в Дзене

Какие вопросы задает психолог - шпаргалка для начинающего.

Привет!

Главный на 100% работающий инструмент психолога - вопросы!
Поэтому сегодня я предлагаю вашему вниманию этакую шпаргалку для специалистов помогающих профессий. В ней предложены вопросы, которые вы сможете задавать клиентам в разных ситуациях, начиная от знакомства и заканчивая завершением встречи.

Да, это скорее всего, больше шпаргалка для тех специалистов., которые только начинают свой профессиональный путь. Но уверена, что и более опытные психологии, вероятно, смогут найти для себя что-нибудь полезное.

Безусловно, не надо обязательно ВСЕ вопросы задавать клиенту. В работе, в контексте общения вам станет ясно, на что именно лучше сделать акцент. Как всегда, нашими главными инструментами являются слушание и следование за клиентом. именно они направят вектор вашей беседы.

ЗНАКОМСТВО. Происходит, как правило, на установочной сессии. Нужно для того, чтобы получить первичное представление о том, почему клиент обратился именно к вам, каковы его ожидания. Не стоит затягивать этот этап. Здесь достаточно нескольких вопросов, потому что клиент хочет как можно быстрее начать решать проблему, с которой пришел к вам.

✔️ Почему Вы обратились именно ко мне? Из какого источника получили информацию обо мне?

✔️ Почему обратились к психологу именно сейчас? Пробовали раньше решать ваш вопрос?

✔️ Что для Вас значит - обратиться к психологу?

✔️ Есть ли у вас уже опыт работы с психологом?

✔️ Если да, почему обратились ко мне, а не к специалисту, с которым работали ранее?

✔️ Что Вы ожидаете от нашей работы?

✔️ Есть ли что-то, что мне нужно знать о Вас до начала нашей работы?

✔️ Насколько Вам сейчас комфортно в начале нашего общения?

ПЕРВИЧНЫЙ СБОР ИНФОРМАЦИИ:

✔️ С каким вопросом / ситуацией вы пришли? Что Вы хотели бы обсудить?

✔️ Решение какой темы / вопроса / актуально для Вас сейчас?

✔️ Расскажите о Вашей ситуации.

✔️ Что-то еще сопровождало эти события?

Через слушание и слЫшание задаем вопросы, которые помогают конкретизировать то, что сообщает клиент.

ЗАПРОС:

✔️ Что Вы видите, как результат нашей работы?

✔️ К какому разрешению ситуации Вы хотите прийти в итоге?

✔️ Что Вы хотели бы поисследовать на сегодняшней встрече?

✔️ Ответ на какой вопрос Вы хотели бы найти сегодня?

✔️ Что субъективно, на уровне ощущений Вы ожидаете получить лично от меня? (сочувствие, совет, поддержку, подсказку, как действовать, поощрение своих действий и т.д.)

ЕСЛИ КЛИЕНТ ГОВОРИТ "Я НЕ ЗНАЮ":

✔️ Если Вы не знаете, то что является целью того, что Вы все-таки обратились ко мне?

✔️ Когда Вы говорите "не знаю", что Вы чувствуете?

✔️ Что важного в вашей жизни привело Вас сегодня на эту встречу?

✔️ Что особенного в этой теме, что Вы её сегодня принесли на встречу?

✔️ Просто предположим, что сейчас время встречи закончилось, и Вы получили результат, который имеет для Вас ценность, что бы это было?

Клиент всегда приходит на встречу не просто так. Иногда он может сначала замалчивать актуальную тему. И причины могут быть разные: от стеснения при описании реальной ситуации до неумения описывать свои чувства и переживания. Важно, чтобы при выборе темы клиент имел поддерживающее пространство, безоценочность и поддержку в вашем лице. И тогда он, скорее всего, заговорит. Вероятнее всего, выкладывая первичную информацию, клиент затронет несколько тем. И наша задача - отследить их и зафиксировать, чтобы потом при необходимости вернуться. Важно калибровать состояние клиента и отмечать "кирпичики" в его речи, в темах. Как говорили нам во Всемирной академии коучинга - отрастите "большое ухо"))

ЧУВСТВА:

✔️ Что вы чувствуете, когда рассказываете об этом? Как вам это?

✔️ На что это похоже? В каких ситуациях у Вас бывают такие чувства?

✔️ Что Вы чувствуете когда… Этот вопрос для перевода из метафор в чувства. Например, клиентка сообщает, что чувствует себя, как "белка в колесе", следует уточнить: “Что Вы чувствуете, когда как "белка в колесе"?”

✔️ Что прячется за этим чувством, что хочется сделать?

Я заметила, что Вы делаете (описываем двигательную реакцию), когда говорите о... Какое чувство вы при этом испытываете?

✔️ Если клиент затрудняется с называнием чувства, можно попросить его подобрать подходящую под его чувства метафору. И начать работать через нее.

✔️ Я заметила, Вы делаете такое-то движение/реакцию (обозначаем наблюдение), с чем оно связано? Попробуйте его усилить. (Например, человек постукивал по ноге. Усилив - бьет с размаху. И чувствует негодование.)

✔️ Что еще Вы чувствуете при этом? Что-то еще? А еще?

МОТИВАЦИЯ И ПОТРЕБНОСТИ:

✔️ Ради чего большего Вам нужно решить эту ситуацию?

✔️ Что ценного / важного в этом для вас?

✔️ Как решение этого вопроса повлияет на Вашу жизнь (жизни окружения)?

✔️ Что поменяется, когда Вы добьетесь результата? Зачем это всё?

✔️ По шкале от 1 до 10 насколько велико Ваше желание разрешить данную ситуацию / найти ответ на вопрос?

✔️ Какие чувства Вы испытываете, когда говорите о важности этого вопроса?

✔️ Что в жизни для вас по-настоящему ценно, важно, имеет смысл?

✔️ В чем ценность желаемого результата для Вас?

✔️ Как изменится Ваша жизнь, когда Вы получите желаемого? Что еще изменится?

✔️ Как Вы поймете в конце сессии, что достигли нужного результата?

ТЕЛО СЕССИИ:

✔️ Что Вы можете сделать для нужного результата? В вашей ли это компетенции? Ответственности?

А сколько из 100% в зоне Вашей ответственности?

✔️ Вы уже пытались решить эту ситуацию? Что мешало?

✔️ Что из Вашего опыта прошлого можно использовать,чтобы разрешить ситуацию?

✔️ В чем ценность данного опыта для Вас? (можно поговорить про скрытые выгоды, если клиент достаточно долго не решает ситуацию)

✔️ Что есть такого особенного в вас, что вы еще не использовали для решения вашей проблемы?

✔️ Что бы вы попробовали прямо сейчас, если бы знали, что не можете потерпеть неудачу?

✔️ Чувствуете ли вы, что результат того стоит, но вы не уверены, стоит ли именно вам это делать? (По какой-то причине это действие вам не подходит?) Что было бы стоящим именно для вас?

✔️ Если представить, что проблема стала манипулятором, как она воздействует на вас? Как Вы можете противостоять ей?

✔️ Как Вам кажется, какие Ваши качества характера усугубляют проблему, а какие могут помочь ее решить?

✔️ Какие повседневные привычки могли бы поспособствовать вашему продвижению к более высокому качеству жизни ли решению проблемы?

✔️ Чего Вы хотите по-настоящему?

✔️ Как вы хотите, чтобы развивались события? (для определения ожиданий от будущего)

✔️ Предположение: «Если бы Вы могли…» или «Просто представьте» (предложение заглянуть в будущее, как если бы результат уже был достигнут) Как Вам это?

✔️ Что до этого момента не реализовалось, но было ожидаемо Вами? (для определения несбывшихся ожиданий)

✔️ Что Вы сейчас чувствуете, слушая мой вопрос (отвечая на него)?

✔️ Что должно произойти в вашей жизни, чтобы проблема была решена?

✔️ В чем заключаются ваши внутренние обязательства перед самим собой?

✔️ Что Вам хотелось бы сейчас от меня услышать? (возможно, какой-то вопрос)

✔️ У меня есть гипотеза. Можно поделиться с Вами?

✔️ Правильно ли я Вас поняла... (делаю возврат ключевых моментов сказанного клиентов)?

✔️ Как Вам откликаются Ваши слова, когда я их возвращаю их?

✔️ Как, по каким критериям Вы поймете, что достигли желаемого? (про маркеры достижения)

✔️ По Вашим чувствам и ощущениям, что происходит с Вами сейчас?

✔️ Если посмотреть на себя как-бы со стороны, то что Вы замечаете? (например, как "видеокамера на стене" - диссоциация)

✔️ Как Вам откликается мой вопрос? (если по калибровкам заметили изменения состояния)

✔️ Как вы думаете, в чем мораль в этой истории?

✔️ Если бы вы знали ответ, каким бы он был?

✔️ Чего Вы сейчас ждете от меня?

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП РАБОТЫ:

✔️ Что, по Вашим ощущениям, стало итогом нашей работы сегодня?

✔️ Что для вас было нового в сегодняшней встрече? Что, возможно, нового (неожиданного /необычного /непривычного) Вы узнали / поняли о себе сегодня?

✔️ Что ценного/ важного Вы сегодня забираете с этой сессии?

✔️ Какие чувства Вы сейчас испытываете?

✔️ Есть что-то еще, что Вы хотели бы сказать перед завершением нашей встречи?

Конечно, мы не вываливаем сразу все вопросы на клиента, а задаем их в контексте ситуации, следуя за ним.

Держим в фокусе главное::

✔️ Как? (исследуем процессы)

✔️ Для чего? (исследуем потребности)

✔️ Что именно? (конкретизация)

На просторах интернета достаточно много информации на эту тему. Надеюсь, этот более упорядоченный вариант поможет вам, дорогие коллеги, на первых порах.

Буду благодарна за комментарий и 👍.

Если будет нужна моя помощь, пишите мне в WhatsApp: или в Телеграм: