Найти тему
Советские фильмы

"Тот самый Мюнхгаузен" - курьезы со съемок фильма

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

Если речь идет о бароне Мюнхгаузене - значит на съемках все должно было быть "все чудесатее и чудесатее".

Кстати, комический персонаж существовал на самом деле. Его звали Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, он жил в XVIII веке в Германии и был ротмистром русской службы.
Больше сорока лет он был женат на рижской дворянке Якобине фон Дунтен. Овдовев, он женился на развеселой семнадцатилетней Бернардине фон Брун. Разводились они со скандалом, барон отказался признавать рожденную в браке дочь.
Бернардина сбежала за границу, а барон разорился. Но, поскольку был человеком предприимчивым и креативным, он уехал в маленький городок и прославился тем, что открыл охотничий павильон под названием "Павильон лжи" и рассказывал там гостям невероятные истории о своих приключениях. А уж потом его прославил Рудольф Эрих Распе в своей книге.

Режиссер Марк Захаров круговерти событий, связанных с фильмом, не удивлялся. Легко ему не было, зато результат стоил того.

Многих актеров режиссеру Марку Захарову пришлось отстаивать. Не стал исключением и Олег Янковский. Его пытался отвергнуть худсовет, мотивируя свои соображения тем, что он слишком молод, и в свои 35 лет не может иметь взрослого сына. Однако режиссер стоял, как скала, и в итоге ему пошли навстречу.

За это Олег Янковский был бесконечно ему благодарен, поскольку это позволило раскрыть еще одну грань своего дарования:"Он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актёра и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы".

Свой неугомонный нрав на съемках показал Александр Абдулов. Сперва он предложил помериться силой пальцев с немецким каскадером, который тут же сломал ему палец. Вот как вспоминал об этом сыгравший пастора Владимир Долинский: "Вдруг слышу хруст, смотрю, палец Абдулова как-то неестественно вывернут. Я ему говорю: "Кажется, он тебе его сломал". "Не кажется, а точно", - отвечает Абдулов".

Марк Захаров, конечно, ругался. Дело закончилось тем, что Абдулову наложили незаметный гипс.

Но этим дело не закончилось. Александр уговорил режиссера разрешить ему прыгнуть с четырехметрового забора без дублера.В итоге он умудрился и ногу повредить. Азартный был человек!

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

Инну Чурикову Марк Захаров именовал не иначе, как "моя любимая актриса". Она прилетала в Германию на съемки периодически, поскольку была нарасхват, как и полагается мастеру такого уровня. И роль свою исполнила великолепно. Даже Феофила била по-настоящему сильно, иначе, как она объясняла "не было бы нужного эффекта".

С Владимиром Долинским тоже была история. Ведь он не так давно вышел "из мест не столь отдаленных". И сделать так, чтобы его утвердили на роль, да еще и выпустили в Германию, где снимался фильм.

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

А еще Владимир подбил Олега Янковского заняться контрабандой. Вот как он об этом вспоминал:"Когда мы выезжали в Германию, один мой друг достал две большие банки черной икры, каждая по килограмму.Я хотел продать их за границей. Но как вывезти банки контрабандой? Решили, что провезет Олег Янковский. Он известный, заслуженный – его простят, если что. Янковский не побоялся – вывез. Правда, загнать икру так и не удалось – во всех немецких ресторанах на нас смотрели подозрительно: откуда столько черной икры?! И не стали с нами связываться. В гостиничном номере мы устроили банкет с икрой и водкой, которую тоже привезли с собой. Поскольку не было стопок, водку пили по очереди из маленькой туфельки Лены Кореневой".

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

Кстати, Владимир Долинский с аппетитом кушал, и это его в какой-то момент подвело. Вот что он рассказывал:"В фильме есть эпизод, когда меня, пастора, усаживают за стол. А на столе – жареная осетрина, копченое мясо, фрукты! Сперва решили сцену отрепетировать. Я намеренно с утра ничего не ел и накинулся на еду.

Захарову понравился мой аппетит, он велел ассистентам заново накрыть на стол и скомандовал: "Мотор!" А я уже на деликатесы смотреть не могу! Тогда мне дали целлофановый пакетик, куда я сплевывал еду. Так и снимали: камера смотрит на меня – жую, отводится – сплевываю".

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

Романтичный образ Елены Кореневой был создан не только с помощью ее актерского мастерства, но и с благодаря труду гримеров, которым пришлось изрядно потрудиться, ведь она в то время, по ее словам "хипповала и носила стрижку ёжиком,под мальчика".

Скриншот из фильма.
Скриншот из фильма.

Несомненной удачей Марк Захаров считал то, что в фильме снялся Леонид Броневой, который работал в Театре на Малой Бронной. Он внес массу находок и создал колорит интонаций и образа начальствующего субъекта: "Броневой подходил идеально: у него был большой опыт наблюдений над людьми, которые нами командовали. Интонацию герцога мы заимствовали у директора "Мосфильма", который начинал любой разговор с фразы "Ну… задумано интересно"".

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

Был еще один эпизод. Олег Янковский произнес неправильно фразу, которую сценарист Григорий Горин считал ключевой в фильме:".....Умное лицо — это еще не признак ума, господа......", и за которую страшно на актера обижался.

Но спустя какое-то время, Олег Янковский появился в Голубом огоньке ,и вновь произнёс свою фразу, только уже без ошибки, допущенной в фильме: "Улыбайтесь, господа! Серьёзное лицо — это ещё не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!"

Фотография из интернета
Фотография из интернета

В общем, творческий дух царил и процветал на съемках и за их пределами. А как же иначе - ведь они проходили под эгидой самого барона Мюнхгаузена!

Буду благодарна за лайк!