Найти в Дзене
Женщина строит дом

Академия Штиглица: музей в Питере, который обязательно нужно посетить

Финансовым воротилам из РФ 21 века следовало бы поучиться у барона Штиглица. Он говорил: «Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние». И держал все свои сбережения в рублях российских фондах, не смотря на скепсис европейцев. Ну что про него еще сказать - родился в норковых пеленках, получил огромное наследство, имел прекрасный вкус, хотел оставить след в истории. Помимо прочих достижений (не будем останавливаться на них) дал денег на создание Центрального училища технического рисования. И миллиончики на его содержание. 1876 год. Первые эксперименты с фотографией потрясли мир: он больше не нуждался в живописи с детальным соответствием. В Париже уже прогремела первая выставка импрессионистов (1874) и все увидела восходящее солнце Клода Моне. В это время в Соляном переулке Петербурга началось строительство здания, в котором воплотилось все лучшее сразу: элементы архитектуры были заимствованы в

Финансовым воротилам из РФ 21 века следовало бы поучиться у барона Штиглица. Он говорил:

«Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние».

И держал все свои сбережения в рублях российских фондах, не смотря на скепсис европейцев.

Ну что про него еще сказать - родился в норковых пеленках, получил огромное наследство, имел прекрасный вкус, хотел оставить след в истории. Помимо прочих достижений (не будем останавливаться на них) дал денег на создание Центрального училища технического рисования. И миллиончики на его содержание.

Зал "Теремок", потолочные росписи
Зал "Теремок", потолочные росписи

1876 год. Первые эксперименты с фотографией потрясли мир: он больше не нуждался в живописи с детальным соответствием. В Париже уже прогремела первая выставка импрессионистов (1874) и все увидела восходящее солнце Клода Моне.

Академия Штиглица в Соляном переулке
Академия Штиглица в Соляном переулке

В это время в Соляном переулке Петербурга началось строительство здания, в котором воплотилось все лучшее сразу: элементы архитектуры были заимствованы в Италии. А внутреннее убранство сконцентрировало в себе весь наглядный историзм. Чтобы художники, обучаясь, напитывались визуальной красотой.

Зал "Теремок", фрагмент росписи
Зал "Теремок", фрагмент росписи

Деньги меценатов + организаторская и педагогическая гениальность одного из создателей училища архитектора Максимилиана Мейсмахера сотворили шедевр. Была собрана богатейшая коллекция предметов быта. Появились знаменитые выпускники. Так, Штиглица в свое время окончили Репин и Петров-Водкин. А вот Марка Шагала завалили на вступительных 😁

Изразцы, отделка стены и окна
Изразцы, отделка стены и окна

К сожалению, все это продлилось недолго. Далее грохнул 20 век с его революцией. В здании музея после 1917 года был склад и делали бинты. В итальянском зале прямо по метлахской плитке Villeroy and Boch заливали каток (!). Обещанное немецкое качество выдержало и это издевательство - полы практически не пострадали.

Итальянский зал, каток заливали здесь
Итальянский зал, каток заливали здесь

Затем в Штиглица разместили филиал Эрмитажа. В Великую Отечественную в здание угодила авиабомба, уничтожив великолепные витражи большого купола. В 1945 здесь открыли Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной.

А потом случилась борьба с излишествами. Комиссия осмотрела здание и пришла к выводу, что оно

«наряду с высококачественным техническим исполнением строительных и отделочных работ... отличается крайним безвкусием и упадочностью».

Было принято решение в прежнем виде его не восстанавливать.

Итальянский зал
Итальянский зал

Ажурные своды с великолепными росписями частично покрыли слоями белой штукатурки. Установили заградительные решетки (мы же помним, что решетки, заборы и металлические рамки - это одна из скреп нашей великой державы?).

-7

Здание встретило меня тусклыми "школьными" лампами - круглыми и плоскими, дневного света. Сейчас я фиксировала внимание на сохранившихся деталях оригинальной отделки. И, как и раньше, меня потряс итальянский зал под большим куполом. Его стены выкрашены в терракоту (изначально он был бежевым). И с начала нулевых в нем размещена диссонирующая, уничтожающая архитектуру гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180–160 годы до н. э.). Она была подарена Эрмитажем в 2002 году к 125-летнему юбилею учебного заведения. Понятно, что так просто от подобных подарков не отказываются. Дорогой Эрмитаж, забери обратно, пожалуйста.

Панно и мольберты
Панно и мольберты

Бродила по Штиглица, слушала экскурсовода и с грустью думала о судьбах Родины. Вот так можно строить, гореть как архитектор и первый директор академии Мейсмахер, спать по 4 часа в течение 10 лет, а потом тебя уволят. И все, что ты создал, почти 100 лет (до 1980 года, начала реставрации) будут пытаться уничтожить низкочастотные существа, захватившие власть. Так есть ли смысл в том, чтобы пытаться что-то после себя оставить? Строить дома, обучать кого-то, писать книжки?

Триединство
Триединство

А потом огляделась вокруг и поняла, что даже столетия спустя, даже в нашей неспокойной державе все равно от наших усилий иногда что-то да остается.

Не всегда вся задумка человека, не идеальное ее воплощение, но часть мысли.

И ее яркий, невидимый глазу и бесконечно вдохновляющий след.

Элемент мраморной лестницы
Элемент мраморной лестницы

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ 👍🏻 ПУБЛИКАЦИИ!

И расскажите - бывали в музее Академии Штиглица? Хотели бы посетить? А также: интересно ли вам будет узнать про необычные экспонаты музея?

Вот здесь на фото можно увидеть, как выглядит четырехслойный купол академии Штиглица сверху:

Приезд подруги, новый макбук и артишок в Летнем саду
Женщина строит дом27 августа 2022

Еще про дворцы Петербурга можно почитать здесь: