Финансовым воротилам из РФ 21 века следовало бы поучиться у барона Штиглица. Он говорил:
«Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние».
И держал все свои сбережения в рублях российских фондах, не смотря на скепсис европейцев.
Ну что про него еще сказать - родился в норковых пеленках, получил огромное наследство, имел прекрасный вкус, хотел оставить след в истории. Помимо прочих достижений (не будем останавливаться на них) дал денег на создание Центрального училища технического рисования. И миллиончики на его содержание.
1876 год. Первые эксперименты с фотографией потрясли мир: он больше не нуждался в живописи с детальным соответствием. В Париже уже прогремела первая выставка импрессионистов (1874) и все увидела восходящее солнце Клода Моне.
В это время в Соляном переулке Петербурга началось строительство здания, в котором воплотилось все лучшее сразу: элементы архитектуры были заимствованы в Италии. А внутреннее убранство сконцентрировало в себе весь наглядный историзм. Чтобы художники, обучаясь, напитывались визуальной красотой.
Деньги меценатов + организаторская и педагогическая гениальность одного из создателей училища архитектора Максимилиана Мейсмахера сотворили шедевр. Была собрана богатейшая коллекция предметов быта. Появились знаменитые выпускники. Так, Штиглица в свое время окончили Репин и Петров-Водкин. А вот Марка Шагала завалили на вступительных 😁
К сожалению, все это продлилось недолго. Далее грохнул 20 век с его революцией. В здании музея после 1917 года был склад и делали бинты. В итальянском зале прямо по метлахской плитке Villeroy and Boch заливали каток (!). Обещанное немецкое качество выдержало и это издевательство - полы практически не пострадали.
Затем в Штиглица разместили филиал Эрмитажа. В Великую Отечественную в здание угодила авиабомба, уничтожив великолепные витражи большого купола. В 1945 здесь открыли Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной.
А потом случилась борьба с излишествами. Комиссия осмотрела здание и пришла к выводу, что оно
«наряду с высококачественным техническим исполнением строительных и отделочных работ... отличается крайним безвкусием и упадочностью».
Было принято решение в прежнем виде его не восстанавливать.
Ажурные своды с великолепными росписями частично покрыли слоями белой штукатурки. Установили заградительные решетки (мы же помним, что решетки, заборы и металлические рамки - это одна из скреп нашей великой державы?).
Здание встретило меня тусклыми "школьными" лампами - круглыми и плоскими, дневного света. Сейчас я фиксировала внимание на сохранившихся деталях оригинальной отделки. И, как и раньше, меня потряс итальянский зал под большим куполом. Его стены выкрашены в терракоту (изначально он был бежевым). И с начала нулевых в нем размещена диссонирующая, уничтожающая архитектуру гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180–160 годы до н. э.). Она была подарена Эрмитажем в 2002 году к 125-летнему юбилею учебного заведения. Понятно, что так просто от подобных подарков не отказываются. Дорогой Эрмитаж, забери обратно, пожалуйста.
Бродила по Штиглица, слушала экскурсовода и с грустью думала о судьбах Родины. Вот так можно строить, гореть как архитектор и первый директор академии Мейсмахер, спать по 4 часа в течение 10 лет, а потом тебя уволят. И все, что ты создал, почти 100 лет (до 1980 года, начала реставрации) будут пытаться уничтожить низкочастотные существа, захватившие власть. Так есть ли смысл в том, чтобы пытаться что-то после себя оставить? Строить дома, обучать кого-то, писать книжки?
А потом огляделась вокруг и поняла, что даже столетия спустя, даже в нашей неспокойной державе все равно от наших усилий иногда что-то да остается.
Не всегда вся задумка человека, не идеальное ее воплощение, но часть мысли.
И ее яркий, невидимый глазу и бесконечно вдохновляющий след.
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ 👍🏻 ПУБЛИКАЦИИ!
И расскажите - бывали в музее Академии Штиглица? Хотели бы посетить? А также: интересно ли вам будет узнать про необычные экспонаты музея?
Вот здесь на фото можно увидеть, как выглядит четырехслойный купол академии Штиглица сверху:
Еще про дворцы Петербурга можно почитать здесь: